Комфортно ли жить в Пскове: взгляд жителя города после 50 лет проживания

Псков – древнейший город России. Расположен в СЗФО России в 290 км от Санкт-Петербурга. Уже 50 лет проживаю в городе и вижу динамику изменений, как положительную, так и отрицательную.

Как и в любом небольшом городе России в Пскове достаточно проблем. Что касается общего городского фона в различных сферах, напишу далее.

Псков

ЖКХ

Система ЖКХ развивается, но не так, как хотелось бы населению. Автодороги в Пскове ремонтируются, но именно автодороги, а не тротуары и пешеходные дорожки. В центре города можно и кроссовки порвать и каблук оторвать от парадных туфель просто идя по тротуару.

И как обычно делается в Пскове, работы по замене подземных коммуникаций со вскрытием асфальта начинаются глубокой осенью, когда идут дожди и снег!

Псков страдает от некомпетентности и амбиций руководства. С какой помпой начинали глобальный ремонт и благоустройство одной из центральных улиц города 3 года назад. А воз и ныне там. Из-за ремонта половина улицы перекрыта, общественный транспорт идет в объезд! Очень неудобно и нам и гостям города.

При всех недостатках есть и положительные моменты. Стало больше детских площадок во дворах, тротуары, особенно в центре, замощены тротуарной плиткой, город регулярно убирается и вручную и с помощью специальной техники.

Сервис управляющих компаний (ЖЭКов) стал намного выше, слесари всегда в спецодежде, вежливые и трезвые.

О ценах

Рост цен не радует псковичей. Особенно людей раздражает уменьшение потребительской упаковки продуктов питания при «замороженной цене». Например, вес банки консервов не 500 гр., а 338 гр. и смешно, и грустно. Лекарства активно растут в цене, особенно импортные. Это странно, так как Запад не вводил санкции против России на импорт лекарств.

Странно ещё и то, что дорожают и лекарства российских производителей. Федеральная антимонопольная служба, в том числе и псковская ничего не делает по этому вопросу.

О безработице и трудоустройстве

В Пскове занижается официальный уровень безработицы. Этот вывод я могу сделать на основании собственного опыта. Был официальным безработным, состоял на учете в службе занятости до прекращения выплат пособия по безработице. Да, мне служба занятости предлагала работодателей, к которым я должен был обязательно выехать. Но, все предложения оказывались с неадекватной, копеечной зарплатой и завышенными требованиями к работнику. Это называется рабство. Снялся с учета. Получилось, что я по факту безработный, а в статистику не попадаю )

Служба занятости никак не стимулирует работодателей для приема на работу граждан старше 50 лет. Опять же по собственному опыту могу сказать, что на интересные и высокооплачиваемые должности и места меня не приняли именно по возрасту, каким бы гениальным не был мой опыт и резюме (прямая речь одного из руководителей).

При этом, молодежь в Пскове не хочет работать, уезжает в столицы. Территориальная близость к Санкт-Петербургу способствует оттоку кадров и мешает Пскову развиваться.

Несмотря на достаточное количество ВУЗов в Пскове, молодежь стремится поступать в университеты Санкт-Петербурга и Москвы. В дальнейшем выпускники не стремятся вернуться в город. В этом я убедился на личном опыте, когда один из руководителей государственного учреждения попросил меня найти семь (!) знакомых специалистов с высшим профильным образованием для работы. Готов принять выпускников даже без собеседования с немедленным оформлением в отделе кадров. Но не идут!

В Пскове не создаются условия для развития молодых специалистов, как в карьерном плане, так и в бытовом.

Медицина

Есть как минимум две проблемы в медицинском обслуживании населения.

Узкоспециализированные врачи, специалисты работают одновременно в государственных учреждениях здравоохранения и в трех, четырех частных клиниках и центрах. Естественно время приема в госучреждениях сокращается и людям приходится долго ожидать приема к таким врачам по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС)!

Население вынужденно идет на прием в платные центры, так как иногда счет идет на дни и нет времени ожидать бесплатного приема. Это же касается различных обследований МРТ, КТ, УЗИ. Отсутствует регулирование со стороны властей города в этой сфере.

Вторая серьезная проблема – это отсутствие в городе многих услуг высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) даже в платном сегменте медицинских услуг. Например, на операцию по замене коленного сустава надо записываться в клиники Санкт-Петербурга. Время ожидания лечения по ОМС даже в Санкт-Петербурге у моего родственника уже составило 1 год! Платную операцию могут сделать за 300 тысяч рублей, но не сразу. Снова надо ждать, но меньше по времени, чем по ОМС.

В Пскове у Администрации нет взаимодействия с клиниками Санкт-Петербурга по количеству людей в очереди на операцию, ориентировочному времени ожидания, то есть не распределяют людей в клиники, где очередь меньше.

Из положительного отмечу, что врачи стали более внимательно и человечно относиться к пациентам, в том числе при лечении по ОМС, адресно напоминают через сайт Госуслуги о диспансеризации по возрасту, прививках от ковида и гриппа.

Общественный транспорт

Слишком высокая цена за проезд в автобусах города Пскова – 36 руб. Выше, чем в маршрутках. Не соизмеримо высокая цена для такого небольшого города, как Псков по сравнению с тем же Санкт-Петербургом. В Санкт-Петербурге за 65-70 рублей можно 30 км проехать, а в Пскове 11 км.

Сначала автопарк г. Пскова был развален. Затем федеральный бюджет помог г. Пскову именно на восстановление автопарка суммой в 1 млрд. рублей. Теперь жители за это расплачиваются. Лучше стало? Да! Но почему никто не понес ответственности за неэффективное управление автопарком?

Из достижений последних лет можно отметить запуск высокоскоростного поезда «Ласточка» до Санкт-Петербурга. Ходит четыре раза в день, время в пути 3 часа 30 минут.

С такси в Пскове творится какая-то беда. Цены теперь, как раньше были в Санкт-Петербурге. Цены выросли минимум в 2 раза, а в «горячие часы» и в плохую погоду в 3-4 раза! Рынок рынком, но власти обязаны вмешаться в эту ситуацию.

Благоустройство

Постоянная и острая проблема в Пскове с парковками и стоянками во дворах жилых домов. Очень много автомобилей. С одной стороны, жаль автовладельцев, которым некуда поставить авто, с другой мешают жителям домов выхлопными газами. Некоторые умудряются заниматься ремонтом, мойкой и заправкой автомобиля во дворе! Проблема никак не решается властями!

Нет предложений по реконструкции дворов, строительстве подземных или надземных парковок, освобождению территорий путем сноса аварийных домов.

Образование

Не могу не упомянуть об образовании. Сам принимал участие в реализации федеральной программы перехода общеобразовательных школ на односменное обучение. Представил в Администрацию города концепцию монтажа пристроек к четырем школам в наиболее критичных районах города с двусменным и даже трехсменным обучением. Концепцию одобрили) А, в итоге, уже три года всё по-прежнему.

Выводы

В целом ситуация не критическая, но требует активной стратегической работы властей, не пассивного просиживания в кабинетах и решения текущих задач. Конечно власти всегда говорят, что нет денег на реализацию проектов. Так сначала эти проекты надо создать, защитить перед государством, спонсорами и меценатами, обосновать их полезность и ценность. Принимать решения основываясь не только на мнении граждан, но и учитывать приоритеты города в целом.

Пример. Построен музыкальный фонтан с подземными помещениями в центре города за огромные деньги. Вопрос надо было ставить так: «Вы за строительство фонтана или мы построим, реконструируем здание для бездомных»?

Властям уже некогда учиться руководить, надо работать, или они работают не на своих местах.