Мнение старожила для желающих переехать в Южно-Сахалинск

Всем привет! Предлагаю вашему вниманию не совсем краткий отзыв о городе Южно-Сахалинске, в просторечии Южном, написанный человеком, который там родился, вырос и живет почти всю жизнь. Понимаю, что взгляд приезжего может быть не замылен, но старожилы все-таки лучше знают свой город.

На сайте уже есть статья о Южно-Сахалинске, но на мой взгляд она не вполне точна, а некоторые данные устарели. Итак, поехали!

Сахалинский краеведческий музей

Сахалинский краеведческий музей

История

Южно-Сахалинск по российским меркам город молодой. Он был основан в 1882 году как деревня Владимировка. После неудачной для России русско-японской войны Южный Сахалин перешел во владение Японии на 40 лет, с 1905 по 1945 годы. Японцы основали рядом с Владимировкой город Тоехара, который вскоре сделали административным центром губернаторства Карафуто. Ну а в результате Второй мировой войны Южный Сахалин вернули прежние хозяева, и с 1946 года город незамысловато, зато точно именуется Южно-Сахалинском.

Не буду подробно расписывать исторические моменты, желающие могут найти много информации в Сети. Скажу лишь, что японского наследия в городе осталось исчезающе мало. Тоехара была застроена каркасно-засыпными домиками, которые частично сгорели в послевоенные годы, а оставшиеся были снесены. Сейчас в Южно-Сахалинске осталось буквально несколько японских зданий и самое красивое из них всегда выскакивает первым в поиске по картинкам — это краеведческий музей.

Сталинское здание на площади Ленина

Сталинское здание на площади Ленина

Архитектура

Современный Южно-Сахалинск — это один из многочисленных городов России, в котором путешественник запросто может забыть, где именно он находится. По сути, кроме уже упомянутого краеведческого музея, в городе нет ни одного сколь-нибудь приметного здания.

Как я уже и упомянул, от японцев почти ничего не осталось, да и не было там особо красивых домов, кроме музея. Сталинская эпоха представлена весьма скромно и вполне заурядными для стиля «сталинский ампир» зданиями, к тому же почти все они находятся в плохом состоянии или завешены до неузнаваемости ППС-панелями.

Типичная застройка абсолютно заурядна, как и во множестве городов Необъятной, и состоит из панелек. Хрущевок не так уж и много, преобладают брежневки-пятиэтажки и более поздние панельки 97-й, 102-й и 138-й серий. Сейчас у нас эти панельки принялись энергично красить в разные цвета, но результат получается неоднозначный.

Что касается новостроек, то в золотой фонд отечественной архитектуры они явно не попадут.

Резюмируя, можно сказать, что внешне город выглядит весьма уныло, даже несмотря на свою «цветастость».

Хрущевка на улице Ленина

Хрущевка на улице Ленина

Климат

Местные ругают сахалинский климат почем зря. Но как человек, побывавший в таких оазисах как Якутск и Анадырь, я не могу назвать климатические условия Южно-Сахалинска ужасными. Здесь практически не бывает ни слишком холодно ни слишком жарко. Но и хорошего тут немного…

Зима довольно мягкая, температура днем в среднем минус 5-10 градусов, ниже −15 столбик термометра опускается редко. В прежние времена бичом города были циклоны, когда снегом нередко заметало дома до второго этажа. Но в последние годы ничего подобного не наблюдается. Если наметет иной раз до пояса, это теперь уже много. Собственно зима 2018-2019 года вообще пока малоснежная, выпало всего чуть-чуть, но еще не вечер…

Кстати, снег в городе чистят вполне хорошо и быстро, причем и дороги, и тротуары, по крайней мере, в центральных районах, так что прыгать по сугробам жителям приходится редко.

Начинается зимний период теперь где-то в конце ноября, зато тянется зима долго и мучительно. Особенно богат на сюрпризы апрель. Когда кажется, что все уже растаяло, внезапно налетает очередной циклон и все засыпано вновь. Настоящая весна начинается только к 1 мая.

Лето на Южном Сахалине наступает на самом деле в июле и длится до конца сентября. Поскольку климат у нас муссонный, год на год не приходится. Однажды была совершенно аномальная жара в июне-июле, когда температура почти все время была за 30. Но гораздо чаще у нас прохладно и идет дождь. Несколько лет назад дожди в августе шли практически каждый день. Добавлю, что влажность воздуха у нас почти всегда очень высокая, так что и мороз, и жара переносятся куда тяжелее, чем в континентальном климате. Ну а лучший месяц у нас, как правило, сентябрь, когда и тепло и довольно сухо.

Отдельным «бонусом» идут циклоны и тайфуны. Первые случаются зимой, вторые в теплое время. Ветер иной раз такой, что вырывает с корнем деревья. Самый эпик фейл произошел в 1981 году, когда к нам нагрянул тайфун «Филлис» и нижнюю часть города реально затопило. Но с тех пор ничего сравнимого не бывало.

А еще остров Сахалин сейсмоопасная зона. На всю Россию получил мрачную известность поселок Нефтегорск на севере острова, полностью разрушенный ночным землетрясением в 1995 году. Погибло почти все население, более двух тысяч человек. Гораздо менее страшным, но тоже неприятным стало Невельское землетрясение 2007 года. Человеческих жертв почти не было, но многие здания растрескались и были расселены. В самом Южно-Сахалинске сильных землетрясений как-то не было, но время от времени ощущаются слабые толчки. Устоят ли наши панельки при серьезном катаклизме — вопрос открытый.

Экология

Экологическая обстановка в городе очень плохая. Южно-Сахалинск стабильно входит в топ-10 самых загрязненных городов страны. Это довольно странно, ибо никакой серьезной промышленности в городе нет. Зато есть очень много автомобилей. По их количеству на душу населения город в топ-3. При этом город находится на равнине между двух горных хребтов и проветривается плохо. В результате над городом почти всегда висит заметный смог, хорошо различимый на подъезде к Южно-Сахалинску.

Не спас ситуацию и перевод местной ТЭЦ на газ, на которую многие грешили. А когда приходит зима и частный сектор на окраинах начинает отапливаться низкосортным углем, ситуация становится совсем аховой. В домах поблизости предпочитают вообще не открывать окна.

Смог над частным сектором

Смог над частным сектором

Дороги и автомобили

Состояние дорог, как ни странно, неплохое, во всяком случае, основных. Связано это с тем, что с 2012 года компании, работающие на сахалинских нефтегазовых проектах, начали наконец-то платить налоги в местных бюджет. Это сделало Сахалинскую область одной из самых богатых в стране, а город Южно-Сахалинск одним из лидеров по бюджетной обеспеченности на душу населения. Но правда это крайне не понравилось федеральным властям, и в 2018 году приток нефтегазовых доходов резко урезали в пользу Москвы. Тем не менее, денег пока еще довольно прилично в местной казне, хотя ожидаются новые набеги федералов на островной бюджет.

Конкретно бюджет Южно-Сахалинска в последние годы колебался в районе 20 миллиардов рублей, т. е. примерно по 100 тысяч на каждого жителя, что в разы выше показателей среднего российского города.

Конечно, есть и своя островная специфика, почти все товары обходятся дорого из-за бешеной стоимости паромной переправы на остров, а оплата труда бюджетников почти вдвое выше, чем в Центральной России. Тем не менее, финансовую обеспеченность надо признать хорошей, что и сказывается на городе, несмотря на процветающую коррупцию и неважное качество работ. Передвигаться по основным магистралям можно без риска пробить подвеску. В сравнение с типичным провинциальным городом России Южный конечно выигрывает.

Однако с дорожным движением есть другая беда. Японцы оставили нам в наследство частую прямоугольную сетку улиц, ориентированных строго по сторонам света. Но проектируя микрорайоны в советское время, наши архитекторы похоже даже не задумывались о транспортной связности. Для них было совершенно нормальным воткнуть очередную пятиэтажку поперек дороги. Машин тогда было мало, о будущем никто не беспокоился. В итоге мы имеем совершенно дикую ситуацию, когда в городе, вытянутом с севера на юг, всего две сквозные дороги, улица Ленина и проспект Мира и в рабочие дни они постоянно стоят в пробках. Разговоры о совершенствовании дорожной сети идут очень давно, но воз и ныне там…

Владение автомобилем в городе сопряжено с еще одной проблемой — поиск места для парковки. Все дворы буквально забиты машинами и конфликты из-за места для стоянки стали обычным делом, особенно зимой. Хотя до такой дикости, как «приватизация» земли с помощью всяких железяк с замками у нас еще не докатились. Зато парковка в центре города — это маленький ад. Места решительно не хватает, так что запаркованы и крайние полосы, и тротуары. ГИБДД бездействует.

Общественный транспорт

Опять-таки в сравнение с типичной российской провинцией наш город выглядит неплохо. Если несколько лет назад основой общественного транспорта у нас были убитые «газельки» и подержанные корейские автобусы, то теперь этого автохлама осталось немного. Городские власти купили много новых низкопольных автобусов, преимущественно мазов, они и составляют ныне основу общественного транспорта. Частники оттеснены на второй план и большинство из них использует новые «газели-NEXT» и форды.

Ходит транспорт вполне регулярно и часто, но не только не вечером. Особенно это касается частников. Стоимость проезда 20 рублей, школьники и пенсионеры ездят бесплатно. К сожалению, выделенных полос у нас нет и автобусы тоже стоят в пробках.

Таксомоторных фирм в городе полно, такси приезжает быстро, стоимость в пределах основных районов 150-200 рублей.

Городской парк

Городской парк

Благоустройство

Как я уже писал, деньги в городе есть и это сказывается. По крайней мере в центре имеются и приличные тротуары, хотя и слегка разваливающиеся, и клумбы, и прочее. Дворы потихоньку ремонтируются и старые шутки про БТР как лучший транспорт постепенно уходят в прошлое. Почти во всех дворах установили детские площадки. Но погулять у нас особенно негде, скверов в городе мало. Фактически единственное место для хороших прогулок — это городской парк, оставшийся еще с японских времен. В последние годы его привели в порядок, но для города этого конечно недостаточно.

Мэрия обещает построить еще один парк на другом конце города, но в их обещания мало кто верит. Сколько их уже было, этих великих планов…

Огромный минус Южного — это грязь и пыль. В городе, особенно на окраинах, очень много незакрытой земли, на ней еще паркуются наши несознательные граждане, развозя грязь по всему городу, так что к выхлопным газам добавляется еще и эта «прелесть».

Население

В постсоветские годы Сахалин пережил демографический обвал. Население области сократилось почти в полтора раза, с 709 тысяч до 490. Но население Южно-Сахалинска только росло и со 140 тысяч дошло почти до 200. Ничего удивительного, ведь после развала предприятий в районах не стало работы, не то, что хорошей, а зачастую вообще никакой. Вот люди и потянулись в областной центр, ставший единственным местом для относительно нормальной жизни.

В этническом плане население у нас пестрое, преобладают русские и прочие славянские национальности, примерно каждый десятый — кореец, а в последние годы город буквально заполонили приезжие из Средней Азии, преимущественно киргизы. Сколько их, точно никто не знает, официальные данные явно не отражают реальную картину, но речь идет о десятках тысяч человек. Иной раз ощущаешь себя приезжим где-то в Бишкеке.

Каких-то межэтнических конфликтов пока не происходило.

Вид на гору Большевик с проспекта Победы

Вид на гору Большевик с проспекта Победы

Недвижимость

Хотя официально площадь города 160 кв. км, основная часть населения проживает в узком прямоугольнике примерно 7×2 км, где расположены основные учреждения, школы и прочие объекты, необходимые для жизни. Там-то и имеет смысл присматривать жилье. Хотя для начала надо бы присесть и приготовиться к шоку, ибо цены на местную недвижимость выходят далеко за пределы здравого смысла. Не буду утомлять вас кучей цифр, приведу один факт — за однушку просят от 4 до 5 миллионов! И это брежневки и дома 97-й и 138-й серии далеко не первой свежести. Гордые владельцы хрущевок за однушку готовы взять 3,5 миллиона в среднем. И это не Москва, не Питер, не Сочи — это, Господи, прости, Южно-Сахалинск! Порядок цен на квартиры побольше и получше представьте уж себе сами.

Можно попытаться сэкономить и взять квартирку в Дальнем, новом пригороде. Там относительно чистый воздух, но ужасное качество жилья, почти никакой инфраструктуры, а добираться до города тяжело даже на своей машине. Пробки! Можно также поселиться в планировочных районах Луговое или Новоалександровка, там кое-какой соцкультбыт налажен, но опять-таки, мотаться в город придется по единственной забитой дороге.

Город практически не газифицирован и это при том, что газа добывается огромное количество, но почти весь идет на экспорт. Горячая вода далеко не во всех микрорайонах и летом надолго отключается. Пить воду из крана категорически не рекомендуется. Зато отключение электроэнергии обычное дело, стоит лишь слегка задуть ветру. Добавлю еще про интернет. Есть несколько операторов, цены в пределах 800-900 рублей за безлимитный доступ со скоростью 60-70 мб/с.

Работа

Как известно, существуют три вида лжи — большая, маленькая и статистика. Об этом вспоминаешь, когда читаешь, что средняя зарплата в Южно-Сахалинске составила 82 тысячи рублей. А еще вспоминаешь избитый анекдот о мясе, капусте и голубцах…

Если выбросить из уравнения чиновников, нефтяников и довольно многочисленных экспатов, то наиболее распространенные зарплаты в городе — это 30-45 тысяч рублей. С учетом стоимости жизни это совсем немного. А ведь немало людей с зарплатами 20 тысяч…

Поскольку никаких значительных промышленных предприятий в городе нет, основные вакансии предлагаются в сфере торговли, услуг, строительстве, ну и в бюджетных учреждениях. Хорошие должности как обычно по знакомству, всем остальным остается вкалывать и надеяться на лучшее. Как правило, у частников зарплата черно-белая, в бюджетке белая.

Зарплата бюджетников складывается из оклада плюс коэффициент и надбавки. Районный коэффициент в Южном 40%, надбавок пять, по десять процентов за каждые полгода, их надо зарабатывать только приезжим. Ну и премии, но это уже зависит и от учреждения, и от отношения начальства.

Частники обычно платят небольшую белую зарплату, остальное в конверте. Оборотной стороной становится бесправие работника в конфликтных случаях. Еще пара существенных моментов — продолжительность отпуска и оплата проезда. По закону отпуск у сахалинцев шесть недель, но у частника их получить проблематично. Еще хуже с оплатой проезда в отпуск раз в два года. Реально оплачивают только бюджетные организации. Насколько это важно? Приведу пример — мой прошлогодний перелет эконом-классом в Анапу и обратно обошелся в 90 тысяч рублей.

Как вариант можно рассмотреть работу в море или на нефтегазовых проектах вахтой. С оплатой там все непросто. В море — это как повезет с фирмой и пароходом, на проектах платят прилично, но эту приличную для рабочего сумму 60-80 тысяч надо поделить на два, так как за межвахту не платят. Конечно, если вы один, вы можете сэкономить, ведь на вахте вас будут бесплатно кормить, да и тратить деньги там негде, но, если у вас семья, кушать в ваше отсутствие она не перестанет.

В целом, работы в городе хватает, но ее качество и размер оплаты могут вас очень серьезно разочаровать.

Цены

Основная масса товаров в городе привозная, а завоз на остров очень дорогое удовольствие. Перевезти груз паромом с материка на Сахалин стоит ровно столько же, сколько перевезти этот же груз из Москвы на Дальний Восток. Короче, ценники в местных магазинах могут вас неприятно удивить.

Для примера приведу типичные цены на основные продукты питания:

  • Буханка белого хлеба — 54 рубля.
  • Батон нарезной — 60 рублей.
  • Молоко 1 литр — 99-122 рубля.
  • Яйца, 10 штук — 96-119 рублей.
  • Картофель, 1 кг — 38-42 рубля.
  • Помидоры, 1 кг — 250-300 рублей.
  • Бананы, 1 кг — 160 рублей.
  • Апельсины, 1 кг — 200 рублей.
  • Цыпленок мороженный, 1 кг — 240 рублей.

Ну и так далее. Понятно, цены могут варьироваться, но порядок примерно такой. Но может вы думаете, что морепродукты у нас дешевые, все-таки здесь их и добывают? Увы и ах. Обычные цены на свежезамороженную рыбу:

  • Навага, 1 кг — 145 рублей.
  • Горбуша, 1 кг — 320-350 рублей.
  • Палтус, 1 кг — 900 рублей.
  • Корюшка, 1 кг — 250 рублей.
  • Минтай, 1 кг — 130 рублей.

Медицина

Очень неважная. Поликлиник мало, больницы переполнены. Качество тоже оставляет желать много лучшего. А врачей так мало, что недавно стали завозить их из Средней Азии. Их квалификацию лучше не проверять на собственном здоровье.

Особая тема — стоматология. Записаться в государственную стоматологию — квест для людей, особо сильных духом. Есть и частные клиники, но цены там… За недавнее лечение одного зуба отдал 9,5 тысяч.

Образование

Тут все довольно печально. Детских садов остро не хватает, так что, если вы не какой-нибудь льготник, готовьтесь к худшему. Есть, конечно, и частные сады, но условия там обычно ниже плинтуса.

Школы переполнены, почти все работают в две смены. Обещают построить новые, но этим посулам сто лет в обед. Лучшими считаются гимназии (их три), а также два лицея. Но туда еще попасть надо.

Высшее образование представлено почти исключительно местным университетом, бывшим пединститутом, остальные заведения либо закрылись, либо дышат на ладан. Качество обучения в этом вузе весьма скромное, но цены на обучение невероятные для провинции — 150-160 тысяч в год. Потому все стараются отправить детей на материк.

Досуг

Для провинции все не так уж и плохо. В городе наличествует три кинотеатра и театр. Можно провести время в городском парке рядом имеется и небольшой зоопарк. Куча народа толчется в многочисленных ТЦ, особенно в «Сити-Молле», крупнейшем ТРЦ на Дальнем Востоке.

Сити-Молл

Сити-Молл

Много ресторанов и кафе, правда совсем не дешевых. Посидеть вдвоем с бутылочкой вина и без шика обойдется вам в 4-5 тысяч рублей и выше.

Приезжают на чес и всякие эстрадные звезды, преимущественно второй свежести.

Для любителей спорта есть спортзалы, два ледовых стадиона, несколько бассейнов, недавно достроили «Аквацентр», где есть и водные горки и 50-метровый бассейн. Всякие качалки тоже наличествуют, имеется и боулинг.

Особая местная фишка — горнолыжный центр «Горный воздух». Денег туда администрация вбухала кучу, отношение к проекту в городе неоднозначное, но кататься вполне можно. Хотя в этом году снега почти и нет. Снеговые пушки они купили, но забыли, что к ним еще и водоем нужен…

Но основной досуг жители проводят на природе. Рыбалка — это местное повальное увлечение. Особенно зимняя. В летнее время народ ездит на море, обычно к Анивскому заливу. Купаться там проблематично, вода холодновата даже в августе, да и грязная, но народу на пляже — яблоку негде упасть. И пробки на дорогах оттуда растягиваются на многие километры.

Криминал

Криминальная обстановка в городе довольно спокойная. Преступления совершаются, но ходить по улицам можно без опаски. Ну, если только вы не ищете себе приключений. Приключения легко найти в ночных клубах и дешевых питейных заведениях. Там да, могут и голову пробить.

Угоны машин и грабежи редки.

Гопники тоже нечастое явление, подростковых банд особо не наблюдается.

Убийства, впрочем, довольно частый случай, но, как правило, истребляют друг друга асоциальные граждане в процессе совместного распития алкоголя.

Итоги

Стоит ли переезжать в Южно-Сахалинск? Скажу прямо – если у вас нет здесь хороших друзей с мощными связями и вы не специалист экстра-класса в востребованной области, то лучше не надо. Даже если вы и заработаете больше денег, чем дома, разница будет съедена ценами на товары и съем квартиры. О доступности покупки здесь жилья судите по написанному выше. Ну и выбраться с острова можно только самолетом, а это недешево. Путешествия паромом и далее поездом – оно для любителей особых извращений.

Ну и добавлю, что население города растет за счет приезжих с районов и мигрантов из Средней Азии, а местные потихоньку уезжают в Краснодарский край и Питер, а это показатель.

На самом деле, Южный вовсе не так уж плох и по ряду позиций выигрывает у большинства загибающихся российских городов сравнимого размера. Но стоит ли из гиблого места ехать именно сюда? Я люблю свой город, свой остров, но честно признаю – родись я где-то в другом регионе, едва ли бы выбрал Сахалин для ПМЖ.

Спасибо за внимание. На вопросы отвечу в комментариях.