Эмиграция во Вьетнам: часть вторая. Возвращение
Возвращение во Вьетнам
Первую часть моего рассказа можно почитать тут.
Признаюсь честно, волновалась я жутко. Ехали то мы в неизвестность. Да, во Вьетнаме есть родственники, и они, если надо, обязательно помогут. Но в России у нас были друзья, свое дело, какая-та определенность. А здесь — ничего. Мы решили обосноваться в Фантхьете. Там тогда только начинали строить большую туристическую зону, которая сейчас протянулась от Фантхьета до Муйне, и даже немного дальше.
Русские сюда стали приезжать только с 2008 года. Что стало причиной такой любви к Муйне, я не знаю. Да, здесь красиво, но море очень неласковое. Севернее есть места, где купаться можно круглый год. Здесь же постоянно волны. С октября по май — идеальное время, чтобы кататься на досках, но русских серфингистов очень мало.
Во Вьетнаме мы не стали сразу покупать дом, взяли его в аренду, в тихом местечке посередине между Муйне и Фантхьетом. Каких-то десять лет назад это было абсолютно глухое место, а теперь тут есть дороги, сады и искусственное орошение. Без него зимой все может засохнуть. Бывает, что дождь приходится ждать месяцами.
В России муж ездил на Тойоте Марк 2. Он просто боготворил эту машину. Разумеется, во Вьетнам мы перевозить ее с собой не стали, оставили сыну. Ему нужнее. Во Вьетнаме ситуация с автомобилями сложнее. Местные жители не покупают автомобили, поскольку страна все еще бедная. Содержать автомобиль дорого, а для ежедневных поездок более практичным выглядит мопед. Я первое время пугалась мопедов. Есть и дешевые китайские, за 300 долларов, есть и Yamaha, которые уже надежнее, есть и неизвестные в России марки, различные по цене и качеству.
В крупных городах достаточное количество европейцев, но они не рискуют садиться на мопеды. Таких четких правил, как в России, тут нет. Надо только слушаться светофора, не пересекать сплошную линию, и ни в кого не врезаться. Может быть, есть еще какие-то нюансы, но когда муж учил меня ездить на мопеде, он сказал: «Представь, что правил нет, надейся только на себя». Я вообще никогда не думала, что сяду в седло, но обстоятельства вынудили. Общественный транспорт работает плохо, а Ваня бывает занят, подвести меня некому, вот и освоила. Как говорится, глаза боялись, а руки делали. Правда, на большие расстояния я до сих пор ездить не рискую, а муж доезжал до Сайгона даже, это четыре часа езды.
Русские туристы часто берут мопеды, чтобы поездить по курорту, но ездят они очень неаккуратно. Часто бывают пьяными, поэтому от них можно ждать любых сюрпризов.
Когда на юг Вьетнама пришел русский капитал, когда сюда переехало несколько десятков россиян, когда стали отдыхать тысячи туристов из России, мы с Ваней стали пользоваться большой популярностью. Сейчас здесь уже есть много вьетнамцев, которые могут хорошо разговаривать по-русски, но мы были одними из первых. Некоторые владельцы кафе и ресторанов просили обучить меня персонал кулинарному русскому языку. Я целую неделю составляла карточки с самыми популярными просьбами, названиями блюд и всякими общими фразами. Теперь с нашими официантами в Муйне можно объясняться и на русском языке. Конечно, философскую беседу они вряд ли смогут поддержать, но ответят, есть или нет в заведении креветки — точно.
Заключение
С тех пор, как мы переехали во Вьетнам наша жизнь серьезно изменилась. Я работаю в туристических агентствах, иногда консультантом, иногда экскурсоводом. Стараюсь слишком много экскурсий на себя не брать, чтобы они были в радость мне, а если я радостна, то и людям интересно слушать то, что я рассказываю.
За одну экскурсию я зарабатываю, в среднем, 650 тысяч донгов, это чуть больше тридцати долларов. Для России деньги небольшие, но во Вьетнаме на них можно жить. Продукты здесь недорогие, особенно, если знаешь, где покупать. Коренные вьетнамцы уже привыкли к туристам и обманывают их, как только могут. Почти во всех заведениях существует двойной ценник. Есть места, где цена одинакова для всех, но местные там никогда не кушают. Вообще, во Вьетнаме принято кушать в кафе. Утром, например, готовить долго, а перед рабочим днем надо перекусить — поэтому вьетнамцы идут в кафе. Несмотря на то, что местные жители зарабатывают немного — дома они все равно готовить не любят, да и в общепите цены доступные.
Вы можете подумать, что раз я работаю в туристическом бизнесе, значит, специально нахваливаю Вьетнам и зову вас сюда если не переехать, то хотя бы приехать в отпуск.
Буду правдивой и расскажу о том, что мне здесь не нравится:
Преступность в крупных городах
Ханой и особенно Хошимин опасны. В первую очередь, это касается туристов. В мегаполисах сложилась такая ситуация, что кто-то зарабатывает слишком много, а другие — ничтожно мало, из-за этого в обществе растет неравенство, и, как следствие, бандитизм. Очень много разбойных нападений. По Хошимину в темное время суток лучше не ходить в одиночку. Попытаются отобрать все, что есть. Является распространенным метод воровства с использованием мопеда. Преступник на большой скорости срывает с плеча жертвы сумку и скрывается в потоке мотобайков. На мужа моего как-то напали в тихом и спокойном, на первый взгляд, Далате. В людном месте, недалеко от местной достопримечательности — сумасшедшего дома. Он еле отмахался от обидчиков. Слава Богу, что все обошлось.
Национализм
Знаете, нацисты это не только те люди, которые устраивали геноцид. Националисты — это те, кто как-то пытается ущемить другую расу. Во Вьетнаме местные жители обязательно смотрят на цвет твоей коже. Например, в нашей туристической индустрии, если вьетнамец приедет на экскурсию, то за прогулку на слоне он заплатит 20 долларов. Если белый — все 40.
Раньше я возила туристов в Далат. Это такой красивый город в центральной части Вьетнама. Меня вынуждали треть или даже половину своей программы тратить на то, чтобы завозить людей на чайную фабрику и фабрику шелка. А там гостей угощали чаем, кофе, какао, а потом в три раза дороже продавали под видом качественного чая всякий брак. В России все бесхитростно, там с иностранца не станут трясти деньги, как кот Базилио и лиса Алиса с бедного Буратино.
Не нравятся скинхедам африканцы или выходцы с Кавказа — они их лучше побьют, чем будут обманывать. Во Вьетнаме все исподтишка, тебе продавщица улыбнется, а сама отдаст меньше сдачи. Из-за того, что сравнительно честный способ отъема денег у населения мне мало интересен — меня не любят буддийские монахи, занимающиеся торговлей, да и все торговцы в целом.
Буддизм
Некоторые люди ошибочно считают, что Вьетнам — это буддийская страна. Культ Будды очень раздут. Если уж говорить на чистоту, то Будда — это не какой-то конкретный человек, это состояние человека, когда он достиг просветления. На русский язык это все очень плохо переводится, так что верьте на слово. Сейчас же под видом Будды представляют Сиддхартху Гаутаму. Это неправильно! Это всего лишь один из просветленных и поклоняться ему нельзя. Это обычный человек! Вы же памятникам Ленину не поклоняетесь? Вот и Будде не надо. Тем более большинство этих скульптур построено в 20 веке. Например, недалеко от Фантхьета, на горе Таку, есть большой белый Будда. От одного экскурсовода я слышала, что ему больше пяти столетий. Вранье! Он построен в пятидесятых годах прошлого века.
Кроме того, отдельного упоминания достойны буддийские монахи. Они пьют, играют в карты и казино, занимаются торговлей и ростовщичеством. Я слышала, что Русскую православную церковь называют гнилой. Буддизм ничем не лучше, поверьте. Кстати, за годы жизни в России я покрестилась, и дети у меня крещенные. Христианство, как религия, по моему мнению, гораздо лучше и честнее других верований. Во Вьетнаме очень много христиан, но, в основном, они католики. Еще больше атеистов. Сейчас никого насильно в храм не ведут, так что Будда и его монахи держатся только за счет приезжих.
ЖКХ
В Оренбурге, а затем и в Орске, мы привыкли к тому, что коммунальщиков все ругают. Милые мои, вы не жили во Вьетнаме. Атомной электростанции здесь еще не построили, так что большая часть электричества вырабатывается ГЭС. Когда царит засуха, мощности электростанций падают, и как следствие, электричества на всех не хватает. Веерные отключения электроэнергии бывают несколько раз в год. Электричество дорогое — 3 тысячи донгов за киловатт, это примерно 4 рубля на ваши деньги. С водой тоже проблемы. Она очень плохого качества. Ее, разумеется, нельзя пить, но и мыться в ней тоже не всегда приятно. Очистные сооружения старые и справляются плохо. Кубометр воды стоит, в среднем, около доллара. Это дорого, поскольку зарплата большинства не превышает и сотни американских рублей. Можно было бы, конечно, еще сказать про канализацию, которая мало где является централизованной, но и в России, в частном секторе, существуют схожие проблемы.
В заключении хотелось бы сказать, что русским людям переезжать во Вьетнам я бы не советовала. Вы здесь всегда будете чужими. Даже мы с мужем, хоть и родились во Вьетнаме, а все равно много не понимаем, и, иногда, чувствуем себя одиноко. Как сказал мой муж: «Здесь хорошо умирать, потому что на похоронах никто не замерзнет». Климат — главное вьетнамское достопримечательность, а в остальном Россия интересней.
С любовью, ваша Таня!!!
Комментарии:
25 Сен 2013 в 20:18
обидно наверное, приехать в свою страну, и выяснить, что страна/вид людей сменились, а все проблемы такими же остались..
хорошее ч/ю у мужа 🙂
26 Сен 2013 в 15:05
Спасибо за рассказ! Вы большая умница и молодец! Я думаю, вдвоем с мужем Вы ни в одной стране не пропадете.
28 Сен 2013 в 17:50
Потрясающе интересный рассказ! Спасибо!
2 Окт 2013 в 5:43
Таня, Вам очень повезло с мужем и с детьми. Рассказы Ваши очень душевные- спасибо! Пишите ещё. Например, хотелось бы прочитать подробнее о курорте Фантхьета- Муйне. Какие там домики, отели, цена и т.д. Вы тоже кушаете в кафе?
6 Окт 2013 в 21:23
Отличный рассказ! Спасибо!
1 Ноя 2013 в 14:28
Благодарю!!! Очень интересно! Взгляд изнутри и как все на самом деле-это круто! 🙂
8 Ноя 2013 в 20:42
Татьяна, большое вам спасибо за рассказ очень интересно Вы написали. Хотелось бы побывать в Вашей стране туристом. Пожалуйста если не трудно напишите куда лучше поехать.
8 Янв 2014 в 12:08
Спасибо за захватывающее повествование. Вот как бывает — тридцать лет жизни укладывается в две главы. Я отдыхала в октябре в Муйне , понравилось. Обязательно приеду еще. Таня, как найти Вас можно ? Увлекает пообщаться с таким интересным человеком. Мы ровесницы. Поездку хотим начать с посещения Сием Реп на пару дней, а потом на пляжи Фантьета.
25 Янв 2014 в 19:55
Прекрасный русский язык: и грамотность, и слог. ЕГЭ запросто бы сдала:) Ваша история подтверждает (для меня по крайней мере), что маленькие вьетнамцы — стойкая нация. Успехов!
12 Фев 2014 в 14:22
Татьяна Замечательный рассказ, прочитан мною на одном дыхании. Я с женой бывал в Хошимине и Фантьхьете. У нас там друзья уже как 2 года живут мы тоже подумываем к ним перебраться. Они в этом году в Нячанг переехали. Говорят что город сейчас развивается. А еще меня привлек Въетнам тем что там множество не занятых ниш в бизнесе каковых в России почти не осталось тем более в Москве от куда мы родом.
17 Фев 2014 в 12:56
Добрый день! Какой замечательный рассказ про переезд, и спасибо большое за описанные Вами ньюансы:))), мы были с семьей дикарями в Ханое-Бухта Ха лонг-Ханой-Ньячанг, нам понравилось, но опять же не скажу что ААААХ. Советский союз какой-то показался, хотя люди в основном добрые и улыбчивые очень. И море понравилось, о. Винперл, и острова Хон Мун Хон там. Переехать? Думаю хотелось бы, но ребенка отдавать во Вьетнамскую школу я бы наверное не решилась. Молодцы, что переехали, и видно, что Вам рожденной во Вьете и то не так легко, как кажется со стороны:))) Спасибо за Ваш рассказ!
14 Май 2014 в 7:55
Здравствуйте. Некоторое время жила в Вунгтау (это юго-восточнее Хошимина). Про мопеды и вождение немного не соглашусь с вами. На первый взгляд может показаться что правил нет, когда стоишь на обочине и тебе кажется что на дороге творится хаос, но когда ты садишься на мопед, и вливаешься в основной поток, все становится логично и естественно.
Вьетнамцы очень уважительны, они не подрезают и не хамят. За 4 месяца я ни попала ни в одну аварию, хотя ездила каждый день по нескольку часов. Возможно опыт вождения автомобиля сказался.
14 Май 2014 в 8:07
И про национализм. Пока жила в Вунгтау, путешествовала по югу Вьетнама (Фукуок, Кон Дао, Хошимин). Услугами туристических агентств не пользовалась, обходилась базовым знанием вьетнамского и английским. Ни разу не переплатила, с вьетнамцев при мне брали такие же деньги за еду или услуги. В такси как то забыла ветровку, на следующее утро таксист привез ее в отель.
Жила в тихом районе, где в основном живут состоятельные вьетнамцы. Когда заехала в дом соседи сразу пошли на контакт — кто фруктов принес, кто каких то пирожков. Каждое утро покупала овощи и хлеб в лавке недалеко от дома, когда не хватало мелких денег отдавали так. Потому что знали меня. Никто ни разу не нахамил, не посмотрел косо. По торговому району ходила спокойно, ни разу не обокрали и не обсчитали.
На Фукуоке заблудились на севере острова в глухом лесу, мимо проезжал вьетнамец, сам остановился, на пальцах объяснил куда ехать.
Мб мы в разном Вьетнаме были, но мне Вьетнам запомнился самой гостеприимной страной, в которую я бы еще ввернулась ни раз.
18 Июн 2014 в 21:01
Замечательный рассказ. Многое узнала из прочитанного. Самостоятельно с мужем путешествовали по Вьетнаму в 2011 году. Неоднозначные впечатления. Нам очень понравился южный Вьетнам. Более душевный народ. Северяне, действительно, грубее и «жаднее». Но, в сравнении с другими странами ЮВА, где мы были, вьетнамцы — народ наиболее закрытый и «не искренний». Хотя и не враждебный. И на английском там никто не говорит! Прекрасный город Далат просто покорил своей красотой. Азиатская Швейцария. С преступностью тоже столкнулись. Мошенники в аэропорту под видом таксистов украли около 100$ ловко так. Так что берегитесь, когда видите очень выгодное предложение по цене:) Были в музее войны, про который тут написано. У меня резко испортилось отношение к американцам. Просто скоты! Но, как ни странно, сами вьетнамцы с американцами тоже очень любезны сейчас. В общем, согласна с Татьяной. Спасибо, за взгляд «изнутри». Полезная информация. Резюме: Вьетнам — страна, обязательная для посещения — не пожалеете, но не лучшая для русской иммиграции.
25 Июн 2014 в 13:10
Большое спасибо, Татьяна, за рассказ. Ваш рассказ мне очень понравился. Случайно наткнулась, мне нужна была информация про Вашу страну, т.к., скорее всего, в ближайшее время мне придется приехать туда месяцев на 5-6 по работе. Хотя необходимая мне информация была только в конце второго рассказа, с большим интересом прочитала оба рассказа.
По роду деятельности я часто бываю за границей (скорее, редко бываю в России). Никогда не забываю, что я в гостях. Всегда стараюсь с благодарностью относиться к гостеприимству «хозяев дома» и самого «дома» (страны). Поэтому, прежде чем приехать, стараюсь выяснить какую-то информацию о стране и ее жителях. И получить информацию от местного жителя (не от русских, проживающих в стране, как обычно), да еще и знакомого с русским менталитетом, это ценно для меня. Спасибо еще раз.
Если это возможно, была бы рада связаться с Вами. Если Вы не против сотрудничества. Буду жить и работать в том же районе, где живете Вы. Бизнес тот же.
26 Июн 2014 в 10:52
Очень интересно, а главное это уникальный опыт в своем роде.
Не оставило равнодушным точка зрения про буддизм. Все верно, мы так мало о нем знаем, но он активно входит в нашу жизнь и мы с головой готовы окунутся в любую веру теплых стран. Есть над чем задуматься.
Национализм, это то что серьезно заставило меня задуматься, а стоит ли ехать жить во Вьетнам. Мы как туристы-фаранги в Азии привыкли, что нужно торговаться, но постоянно жить и понимать, что каждый раз исподтишка тебя дурят, какая то не радостная перспектива. Конечно в России это тоже есть, но не в таких масштабах. Прожив к примеру Вьетнаме с месяцок, можно наверное освоится и привыкнуть. Но сам факт всего этого не может не расстраивать, и теперь когда из всех стран для проживания я выбрала Вьетнам, меня терзают смутные сомнения. Так как в том же Тайланде, да избитом и попсовом месте для Русских, но все же более лояльном к фарангам — намного лучше.
Спасибо Вам Татьяна во первых за вашу жизненную позицию! Во вторых за очень информативную точку зрения.
5 Авг 2014 в 21:41
Очень понравился рассказ. Спасибо!
Пожалуйста продолжите описание своей жизни во Вьетнаме. С большим интересом буду следить и ждать продолжения.
1 Дек 2014 в 18:50
Потрясающе!!! Когда я начал читать Ваш рассказ, не мог понять — кто пишет? Я пару раз возвращался к началу. Не верилось, что пишет иностранец. Вы пишете, как абсолютно русский человек. Да и то, многим русским до Вас далеко. Особенно молодёжи. Огромное спасибо за рассказ. Честно сказать, начав читать, меня уже не жизнь во Вьетнаме интересовала, а лично Ваша история. Спасибо.
11 Янв 2015 в 12:56
Татьяна, спасибо !
25 Апр 2016 в 1:44
Спасибо за интересный жизненный рассказ! Ждём продолжение, интересно про сына и дочь -где они и как они? Сам проехал за три месяца в ноябре-феврале 2015 года от Сапы- Ханоя до Фукуока — страна и люди очень понравились. Скучаю по Вьетнаму.
5 Июн 2016 в 15:55
Очень итересная статья! Только мне кажется пьяными на мопедах могут ездить не только русские туристы, а вообще любые туристы.
10 Окт 2018 в 17:12
Какая интересная судьба!!! Такой красочный рассказ! И это было написано человеком для которого русский язык это иностранный! Танечка, у вас ещё кроме всех ваших достоинств ещё и писательский талант! Я все что вы написали увидела как в кино во всех красках и подробностях! Если у вас есть ещё какие то ваши воспоминания или описания вашей жизни, то дайте мне пожалуйста ссылку, я очень хочу прочесть !!!
26 Фев 2020 в 10:29
Таня, такой интересный рассказ! Я с семьей жила в Муйне 2 года и для меня это было одним из лучших времен моей жизни.