Продолжение рассказа о Германии: трудовые будни эмигранта
Я уже писала статью о самом переезде, а точнее об учебе в Германии. Так как теперь я уже работаю и была на собеседованиях, то могу осветить и эту сферу жизни тоже.
После окончания университета я достаточно быстро нашла работу, но нервов мне это стоило больших. По закону можно оставаться в течение года в Германии для поиска работы, если университет считает, что у тебя хорошие шансы, а специалистов по твоей специальности не хватает. Можно было, конечно, как умному человеку начать поиск работы ещё студентом, но практика, которая длилась практически до самого получения диплома, не оставляла и дня отдыха. Исходя из этих соображений, я решила писать резюме позже.
Как уже писала ранее, в Германиии многие ездят на работу в другой город даже за 120 км, поэтому переезжают часто и далеко. В Петербурге я достаточно редко встречала людей, которые, скажем, переехали только из-за работы в Пушкин или Лугу. Здесь же я писала резюме по всей Германии и была готова поехать хоть в Мюнхен, хоть в Аахен. Мне повезло, я осталась в милой Северном Рейне-Вестфалии. Земля любима и самими немцами, так как считается лучшей по количеству вакансий.
Бавария, к слову, знаменита как своими заработками (там платят в 1,5-2 раза больше), так и счётами за квартиру. Чуть позже расскажу об этом подробнее, а в следующем абзаце попытаюсь дать представление о бытовых аспектах жизни.
Итак, на работу как многим моим знакомым мне ехать около часа. На поезде ещё дольше, так как есть пересадки, и минимум один из поездов опаздывает и нужно брать другой. Примерно через полтора года работы я купила себе первую машину, что существенно облегчило жизнь и привело к определенной экономии. Месячный проезд мне бы обходился почти в 200€, и это только прямая линия «работа-дом». Если бы я ездила ещё на выходных куда-нибудь или просто на работу, но через другой город, к этой сумме добавились бы дополнительные траты. Машина же была дорогой по страховке, но зато бензин сейчас по нормальной цене (1,28-1,30€).
Так вот, самым первым делом с утра я захожу сначала на наш сайт, в параллельной вкладке открываю clever tanken -сайт с самой дешевой заправкой и смотрю, где под боком дешевле заправиться. Как-то не усмотрела и пришлось заправляться на автобане за 1,6€/литр. Бака в примерно 40 литров мне не хватает на неделю работы. Примерно каждые 5-6 дней надо заправляться.
У нас около работы огромная парковка, что по крайней мере даёт хорошую возможность сэкономить время и нервы. Найти в Дюссельдорфе бесплатную стоянку очень и очень муторно. Приехав на работу, скажем, в 09:00, у меня есть время 1 час на паузу (могу ее брать, когда захочется) и 8 часов на то, чтобы сделать свою работу. Иногда требуется больше, иногда меньше.
Заметила, как по разному работают наши друзья и знакомые. Смотря у кого какая специальность — начало рабочего дня может быть и в 6 утра (огромный завод с конвейером для сборки машин), так и в 11 (у продавца-консультанта).
Кстати, о продавцах. В Германии очень удобно подрабатывать, например, студентам или мамам на «базис». Так называется подработка, на которой ты максимум можешь получить 450€ в месяц. То есть пару часов в неделю. Толком на эту зарплату не прожить, но если кто-то в семье работает «по полному», то приятный бонус в виде свободного времени и немного денег обеспечен.
Многие русские, которые приехали совсем недавно, работают на заводах: работа трудная, тяжелая, пауза достаточно короткая, но зато часто даются поблажки в виде домашнего отпуска или нескольких выходных подряд. Как на многих предприятиях, на заводях есть основные 3 смены: ночная, утренняя, вечерняя. За ночную смену начисляют добавки. Обычно по времени это выгляди так: 6 утра-14:00 дня (утренняя), 14:00-22:00 вечерняя, 22:00-06:00 ночная. Конечно, работники работают с меняющимися графиками.
В любом случае, когда бы ты не работал, по дороге домой постоянно пробка. Я пыталась и раньше выезжать, и позже: такое ощущение, что все знают, когда я заканчиваю работу и тоже стремятся на автобан. Обиднее всего, когда закачиваю работу раньше, думаю «вот и туда успею, и сюда», а потом сижу лишних 30 минут в машине.
Кстати, на автобанах очень строго со стоянкой на полосе, тем более ездой по самой крайней правой. Там только штрафом не отделаешься. Скорее всего могут даже послать на «идиотен-тест» (не шутка, он правда так называется), потому что если кто-то такое вытворяет, его непременно надо проверить на голову. Idioten-Test так же проходят, если заметят, что кто-то ездит без прав. Утверждают, что один из вопросов звучит так: «Вы едите по аллее, справа от вас по ходу движения сидит уточка и смотрит в закат. Ваши действия?». Многие отвечают: по тормозам; спасём утку; выйдем из машины и перевести через дорогу… и т. д. Правильный ответ: когда я еду, я смотрю только на дорогу. В принципе правильно, но допустим в случае с каким-нибудь лосем или кабаном я б точно на него смотрела.
После прихода с работы, наверное как и у вас, у меня начинается квест по походу в магазин. Если мы едем на машине — это удобно, но когда я раньше закупалась на велосипеде, найти грань между «надо точно» и «велосипед застрянет в сугробе со всеми авоськами» было трудно. Как и везде в мире, здесь есть магазины очень дорогие: Реал, средней ценовой категории Edeka, Rewe и очень бюджетные Aldi и Lidl. Причём в независимости в каком вы закупаетесь — просроченной продукции не будет. Так как в воскресенье магазины не работают, практически всегда можно в субботу увидеть огромные стеллажи со всем, где заканчивается срок годности в понедельник.
Ответы на вопросы в комментариях к предыдущей статье
В комментариях вы спрашивали, какие есть возможности переезда. Когда-то я ещё сама, думая о переезде, перелопатила весь интернет и выбрала для меня самую приемлемую возможность: учебу. Есть ещё несколько: рабочая виза, воссоединение и замужество. У каждого способы есть плюсы и минусы. В основном все минусы в сложности документов, подачи заявления и т. д. Потом, разная «подача» даёт разные разрешения на работу. Студенты могут подрабатывать на 450€. Жены и мужья иногда должны пройти обязательно несколько месяцев курсов, которые не оплачивают или оплачивают, но мало, прежде чем им дадут разрешение на работу. Голубая карта (альтернатива зеленой американской), если нашёл работу с заработком от 38.000€ в год (это ещё с налогом, после вычета меньше остаётся). Мне после учебы надо было обязательно искать работа, я, как окончившая здесь учебное заведение, могла и на меньшую сумму устроиться.
О недвижимости: здесь покупка идет немного по-другому, чем а России. Точнее даже не сама покупка, а содержание приобретенного жилья каждый месяц стоит определенных вложений. Например, если покупаешь квартиру, то каждый год кроме налога не неё может прийти счёт от города на постройку рядом с домом дороги. Зато, конечно, проценты ипотеки ниже чем в России. Обычно около 4, но чаще у людей меньше накоплений для первого взноса, и тогда около 7-9. Покупают в основном недвижимость уже в возрасте около 40 лет, так как раньше просто не знаешь, а будешь ли ты работать в этом городе до конца жизни. Можно, конечно, сдавать, но найти приличных людей, которые будут платить и не сломают что-нибудь, даже здесь трудно. Да и потом, налог со сдачи квартиры здесь тоже большой.
Если далее разбирать вопрос с недвижимостью, то есть несколько больших категорий: квартира, дом (отдельностоящий), дом на 2-х и более хозяев. Мне лично больше нравится отдельно стоящие дома, но конечно другие дешевле. У всех есть свой вход, иногда терраса и почти всегда сад. Немного странно (лично для нас), что в доме на два хозяина входы очень близко расположены к друг другу. То есть практически всегда соседи видят, кто к тебе пришёл, кто у тебя дома и т. д. Зато можно вместе устраивать гриль-вечера. Проблема в таких домах: если захотите делать ремонт фасада, сосед тоже должен быть согласен. Так как фасад один на двоих.
В основном все равно покупают квартиры, если что, банку ее легче выплатить. Правила строгие: задержал более двух месяцев, забирают квартиру (дом) обратно.
Немецкие деревушки очень красивые, милые, но иногда очень далеки от цивилизации. Моя хорошая подруга родилась там, где ходит один автобус только 4 раза в день. Зато и земля там дешевле, и строительство.
Надеюсь смогла немного подробнее рассказать и ответить на вопросы!
Комментарии:
27 Апр 2018 в 15:50
«Идиотен-тест» вообще замечательная штука!!!)))Жаль, у нас нет… половина законотворцев и правительства бы не прошли. Так бы хоть от балласта избавились. А бенза по 1.6 это слишком для российского понимания. Но, благодаря стараниям вышеупомянутых персонажей. Дойдёт и до этих рубежей.
27 Апр 2018 в 23:21
Интересная статья, вам в пору блог вести, я бы с удовольствием подписался! Расскажите как там с расслоением доходов? Легко ли с работы вылететь?
Порыскав по инету у меня сложилось впечатление, что в Баварии только Мюнхен дорогой город, но ведь есть же еще Нюрнберг с немаленьким населением и более доступной стоимостью проживания, да и взять хотя бы Ингольштадт с заводом Ауди, наверняка кучу сопряженных отраслей поддерживает.
В общем, не знаю как на месте, а за 4000 км видится, что в Баварии тепло, экономика мощная, до моря недалеко ехать, и праздников с фестивалями полно:)
27 Апр 2018 в 23:33
Спасибо Вам, Сергей:) Приятно что моя статья нравится;) Конечно Мюнхен не единственный город, но и работы именно вокруг него больше. Зотч если искать, например около Нюрнберга то и там можно что-то хорошее найти. Просто по сравнению с остальными землями вся Бавария дороже. Там зато очень красиво, один Нойшванштейн (замок)-загляденье.
28 Апр 2018 в 5:28
Неужели на работу ездят за 120км?
29 Апр 2018 в 13:33
Среди моих знакомых и коллег, я не знаю ни одного человека, кто добирается до работы более чем 30 км, да и 30 ездит только один. В Баден-Вюрттемберге работа есть в каждой деревне. К примеру в деревне с населением 5 тыс. человек есть 3−4 завода и типография. Ну естественно магазины и всякие мелкие конторы. По этому зачем тратить час — полтора времени, и деньги на бензин или поезд. 10−15 минут времени, вот так многие тратят на дорогу от работы домой. Конечно Мюнхен лидирует среди немецких городов по зарплатам, но и имеет запредельные цены на покупку и аренду недвижимости. Но так все большие города. Да и не только в Германии.
30 Апр 2018 в 10:05
Как-то ездила в достаточно долгие командировки в контору при заводе под Штутгартом.
1) в офисе только немцы. иностранцев ноль на «белой» работе. турки (вроде турки) вечером убирали офис. тихие, скромные, в комбинезонах в тон травки-не видно и не слышно.
2) было очень много сотрудников из восточной Германии, которые на неделю приезжали работать, а на выходные ехали домой. Им меньше платили, но все равно им было выгодно, потому что было намного больше, чем если бы они дома работали. на мой вопрос почему они не переезжают поближе к работе, немолодой уже немец ответил, что здесь другая Германия. вот и понимай как хочешь…
3) русскоязычных встретила однажды… кассирш в магазине на кассе.
4) самое не приятное, что все улыбаются, но фигу в кармане крутят. в этом плане очень утомительно было. потому что непонятно отношение, ходишь в постоянном напряжении и ооочень боишься накосячить.
5) многие немцы прекрасно понимают русский, но не офишируют этого. особенно немолодые из Востойчной Германии (в школах их учили. видимо отлично).
6) в Германии очень развито стукачество (ну в нашем понимании) и очень высокие штрафы. Не в тот бак бросаешь мусор? Найдут и накажут)
21 Янв 2019 в 21:53
Алексей — спасибо!
В 91−93 годах служил на срочной службе в Восточной Германии ещё тогда мне немцы говорили что стукачество у них общепринято со времен Фюрера и в настоящее время в этом нет ничего плохого — привыкаешь быстро быть правильным (и это хорошо).
22 Янв 2019 в 3:08
По поводу «стукачества». Есть еще такое явление, которое стоит учитывать — разница менталитетов. В ФРГ не принято говорить критику в глаза. Принято «за глаза». Условно — если меня не устраивает работа коллеги, я не буду с ним ругаться, но обсужу «за спиной» или с его начальником. Примерно так во всем. Имеет свои достоинства и недостатки.