Иркутск vs Улан-Удэ, или два берега одного Байкала
Можно ли назвать возвращение переездом? Не знаю. Я уехала из Улан-Удэ в Иркутск в 2001 году, когда мне было всего 16, и поступила на первый курс одного из иркутских университетов.
Помню первое ощущение от Иркутска – много-много зелени, сильные ливневые дожди, и трава на земле (в Улан-Удэ настолько сухо и так много песка, что трава практически не растёт – один выгоревший пырей). Я помню, как удивлялась и смотрела на людей – редкие бурятские лица, очень много модных и красивых девушек, стильных молодых парней.
И я помню свою первую мысль – «я никогда отсюда не уеду».
Жаль, что всё меняется
Окончив университет, я не вернулась в Улан-Удэ, несмотря на целевое направление. Я осталась в Иркутске. Я не хотела возвращаться, мне категорически не нравился Улан-Удэ, у меня не было там друзей, и я не видела там перспектив. Единственное, что тянуло меня назад – это то, что мои родители, бабушки и дедушки остались там. Мой муж (тогда ещё бойфренд, он тоже родом из Улан-Удэ, но познакомились мы в Иркутске) тоже не хотел возвращаться.
Мы оба устроились на работу, и за несколько лет даже сменили пару мест работы. В 2007 году мои родители приобрели нам однокомнатную квартиру. А в 2008 мы поженились. Свадьбу проводили в Улан-Удэ по нескольким причинам – как организационного, так и экономического характера.
В 2012 году, когда я забеременела, мы купили новую двухкомнатную квартиру на берегу реки с невероятно красивым видом на Ангару. Мы недолго искали эту квартиру, просмотрели всего около десятка различных домов, но когда зашли в эту и увидели шикарный вид – сразу пропали. Квартира у нас расположена в новостройке, на 8-м этаже. В доме, кроме строителей, тогда ещё никто не жил и в любую квартиру можно было зайти.
Ремонт и переезд в новую квартиру попали на первый триместр беременности (женщины знают – первый и третий триместр весьма тяжелы). К тому же лифт не работал, и я стоически ежедневно шагала 3-4 раза пешком наверх (к слову, лифт заработал только тогда, когда ребёнку исполнилось 2 месяца, но мы к тому времени уже были в Улан-Удэ).
И вот, за месяц до начала декретного отпуска мой драгоценный муж объявляет, что он собирается уволиться со своей работы. ЗП у него была весьма неплоха по иркутским меркам, но она слишком дорого обходилась ему – на работе он практически жил, позвонить и вызвать могли в любое время суток.
Узнав эту новость, моя неугомонная мама сразу предложила интересный вариант – переехать в Улан-Удэ. Квартира дедушки пустовала (т.к. они круглогодично живут в собственном доме), и нам было бы где жить. Я всё равно была бы в декрете, а муж нашёл бы новую работу. А родители помогли бы с малышом. По окончании декрета мы могли бы вернуться в Иркутск.
Вариант был неплох, хотя изначально я была категорически против. Эта идея казалась мне бредовой, я не хотела возвращаться и боялась, что мы навсегда останемся в Бурятии. Но мой муж поддержал моих родителей, и мы принялись собираться.
Расстояние между Иркутском и Улан-Удэ по прямой всего 230 км, но они находятся по разные стороны Байкала, и поэтому длина автомобильной трассы между ними составляет аж 450 км. Если бы дорога была прямая и ровная, как автобаны Германии, то поездка не составляла бы труда. Но эта дорога расположена в холодной, суровой Сибири, к тому же проложена в предгорьях Хамар-Дабана.
Соответственно, качество асфальта там не ахти, а уж количество поворотов и изгибов просто зашкаливает. Поездка по такой трассе достаточно тяжела, а с маленьким новорождённым ребёнком в ноябре – так просто невозможна. Поэтому было решено, что я с сыном и мамой еду на поезде, а муж с кошками – на машине. Мои родители решили помочь и тоже приехали на своей Волге.
Поскольку переезд семьи – дело масштабное, то и количество вещей было масштабным. Хорошо, что для поезда мы запаслись багажной квитанцией, т.к. все вещи ребёнка, его кроватка, коляска и даже его автомобильное кресло ехали с нами. В машинах места тоже не было, они были забиты по самую крышу. Конечно, мебель и крупногабаритную технику с собой мы брать не стали. Но одежда, постельное бельё, компьютеры, даже комнатные цветы – всё это мы захватили.
Я не была рада переезду в Улан-Удэ. Со временем мой настрой по отношению к столице Бурятии изменился, но, тем не менее, я по-прежнему мечтаю вернуться домой, в Иркутск.
Климат, деревья и растения
Бурятия славится огромным количеством солнечных дней, их здесь более 300 в году. Причём, в дополнении к яркому солнцу, на небе обычно нет ни облачка. Поэтому лето здесь очень и очень жаркое и засушливое. Трава растёт плохо, деревьев мало. Из посадок в городе преобладают тополя. К сожалению, их безжалостно обрезают, оставляя уродливые обрубки. В Иркутске тоже тополей много, но почему-то им позволяют свободно расти, не коверкая стволы сильной обрезкой. Зато в Иркутске последние три года появилась другая беда – горностаевая моль, которая оплетает мерзкой паутиной с черными гусеницами все яблони в городе. Как с этим бороться – не знает даже честно избранный мэр (о нём – ниже): денег в последний раз потратили около 5 миллионов, но моль сожрала финансы вместе с яблонями.
Хотя даже с лысыми яблонями Иркутск намного зеленее Улан-Удэ.
Климат здесь резко-континентальный, т.е. летняя жара (до 40 градусов!) сменяется лютым морозом (до тех же 40, только со знаком минус). В Иркутске перепады смягчает незамерзающая зимой Ангара, поэтому зимой там намного теплее.
Реки
Столица Бурятии расположена на реке Селенге (ударение на последний слог), столица Прибайкалья – на Ангаре. Селенга впадает в Байкал, Ангара – вытекает.
Селенга грязная, мутная и относительно тёплая, Ангара – холоднющая (+5° С) и прозрачная.
Купаться в открытой Ангаре невозможно, местные плещутся в водохранилище и во впадающем в Ангару Иркуте.
Байкал
Это камень преткновения Бурятии и Иркутской области. Это бренд для обоих субъектов федерации, но пока туристическим потоком рулит Иркутск. Он более «клиентоориентирован», более рассчитан на приём туристов. Да что там говорить – даже Путин с Медведевым ездили на Байкал через Иркутск. Хотя расстояние от Иркутска до Байкала всего 68 км, а от Улан-Удэ до Байкала уже 130 км, но вот сам Байкал лучше на бурятской стороне.
68 км – это до раскрученной туристической Листвянки, где из озера вытекает Ангара. На самом деле, для неискушенного глаза, там, конечно, красиво, но… для тех, кто знает Байкал с детства, это не самые невероятные красоты. Есть Ольхон, там очень красиво, но он расположен в 300 км от Иркутска, а это далеко. Все остальные места с Иркутской стороны труднодоступны, т.к. берег Байкала там очень скалистый, и просто так приехать на машине в любое место не получится. Есть замечательная, чудесная неэлектрифицированная Кругобайкальская железная дорога, но попасть на неё можно только пешком или на поезде (логично, не так ли: на железную дорогу только на поезде?)
В Бурятии же берег более пологий, и добраться в любое место на Байкале можно намного проще. Ну, и, как минимум, с бурятской стороны солнце садится в Байкал, а с иркутской – в горы. Тем, кто любит делать красивые закатные снимки, нужно ехать в Бурятию.
Дороги и пробки
Ну раз уж заговорили о машинах и поездках, то давайте обсудим дороги. Дороги, как и практически везде, очень плохие. Сколько миллиардов закатывается в асфальт даже трудно представить, но сибирская погода не даёт дорожникам даже лёгкой передышки.
Каждое лето в обоих городах традиционно заменяют асфальтовое покрытие и прокладывают новые трассы. Однако, есть и отличия.
Главной дорожной стройкой Иркутска является новый мост через Ангару (а всего в Иркутске 3 моста и одна плотина). Его делают уже 10 лет – сначала сам мост, потом подъезды и развязки с одного берега, потом то же самое с другого. Мост очень нужен городу, но есть такое ощущение, что кроме моста новых дорог больше в Иркутске не делают. Асфальт исправно меняют, а дорог – нет, не делают.
Иное дело в Улан-Удэ. Тут как раз наоборот. За те же 10 лет тут появилось сразу 4 мостовых перехода над дорогами. Зато асфальт оставляет желать лучшего. То есть вообще желать. Иногда его тут просто нет. Вот вроде бы был, а по факту – нет его.
Пробки и там и там есть везде, но в каждом городе свои особенности и причины их возникновения. В Иркутске они появляются в центральной части города, и на подъездах к старому мосту, что обусловлено узкими улицами с односторонним движением. В Улан-Удэ же проблемой является приток Селенги река Уда, на которой стоит город, и через которую перекинуто всего 2 моста. Поэтому пробки на подъездах к мостам здесь просто-таки многокилометровые.
Автомобили
Машина и квартира – показатель состоятельности человека. Так вот, в купеческом богатом Иркутске ездят иногда невероятно дорогие машины (к примеру, сгоревший в 2010 году Bentley Continental GT чего только стоит). Или Porsche 911.
В Улан-Удэ с машинами попроще. Тут прекрасно ездят на б/ушных японках и отечественных жигах. А слова «я взял машину с салона» вообще придают владельцу статус «крутого».
Конечно, в Иркутске тоже ездит множество самых обычных машин, ценой в 300-500 тысяч. Но поражает именно количество дорогих машин, стоимостью свыше 5 миллионов.
Цены на продукты, одежду и бензин
Я совершенно не понимаю систему ценообразования в Иркутске. Если брать цены на одни и те же привозные товары, то в иркутских магазинах стоимость будет на 10-20% выше улан-удэнских расценок. Хотя территориально Иркутск расположен ближе к западу и везти товар туда гораздо ближе. Кроме того, складская логистика там развита намного лучше. Некоторые товары, перевозимые по ЖД, даже разгружают в Иркутске, а до Улан-Удэ они едут на машинах, но всё равно – цены в Бурятии ниже. К примеру, хлеб в улан-удэнских магазинах стоит 15 рублей, а в иркутских – 21 рубль.
Цены на молоко в тетрапаках, которое мы закупаем сразу коробками, тоже значительно отличаются. К примеру, самое распространённое 2.5% жирности молоко в Бурятии можно приобрести по 32 рубля. В Иркутске дешевле 38 рублей за упаковку найти невозможно.
А сыр? Я очень люблю сыр, но здесь разница ещё круче. Цена на дорогой Маасдам в Улан-Удэ сравнима с ценой на дешёвый Российский сыр в Иркутске. Килограмм Российского в Улан-Удэ стоит 210 рублей, в Иркутске – 280. За эти деньги в Улан-Удэ можно взять Маасдам, который в Иркутске обойдётся уже в 370 рубликов.
Женская стрижка в самой обычной парикмахерской в Иркутске обходится в 700 рублей, в Улан-Удэ точно такая же будет стоить 400.
А что уж говорить о бензине! Стоимость любой марки в Бурятии на рубль меньше Иркутской области. Это тем более удивительно, если учесть, что нефтеперерабатывающий завод расположен в Ангарске, в 45 километрах от Иркутска. Соответственно, и цены там на все продукты выше, ведь в любом товаре заложены расходы на его транспортировку.
Объясняют такое различие цен тем, что покупательная способность населения в Иркутске выше, а значит и цены должны быть выше.
Это верно, покупательная способность в Улан-Удэ намного ниже. Зарплаты в столице Бурятии оставляют желать лучшего. Моя очень и очень низкая ЗП для Иркутска в 17 т.р. по улан-удэнским меркам – вполне достойная оплата за труд.
Поэтому в Улан-Удэ очень мало магазинов премиум-класса. К примеру, там нет автосалонов Кадиллака, БМВ, Мерседеса, Порше или Мазды. Конечно, продукцию недорогого АвтоВАЗа, Ниссана, Тойоты, Рено или Хендая можно приобрести и там и там. Удивительно, но даже сами улан-удэнцы предпочитают покупать и продавать б/ушные машины в Иркутске.
То же самое касается и одежды. Молодёжные и недорогие «Остин», «Твое», «Глория Джинс», «Огги» вполне котируются в Бурятии. Тогда как одежда Наф-Наф, Манго, Мекс относится уже к люксовым брендам.
Про стоимость жилья сказать могу одно. Иркутск по стоимости квадратного метра находится в первой десятке городов России. Причём он не относится к городам-миллионникам, жителей там всего 600 тысяч. Зато цены… Поэтому, продав там двухкомнатную квартиру, в Улан-Удэ мы сможем приобрести отличный коттедж в неплохом районе.
Мэры
Что интересно – избранию мэров в обоих городах сопутствовали скандалы.
Мэр Иркутска, Виктор Кондрашов, был выбран в марте 2010 в результате т.н. «протестного голосования». Основного кандидата избирком снял, а навязываемого ЕдРом другого кандидата, приехавшего из криминального Братска, иркутяне категорически отказались признавать. В результате победил «тёмная лошадка» Кондрашов. В любом случае, его победу восприняли как настоящие демократические выборы, когда был избран не представитель власти, а народом выбранный кандидат. Правда, эйфория от выборов прошла, а мэр остался. К слову, он оказался вполне неплохим управленцем, и Иркутск заметно преобразился с ним. Конечно, ему всё равно пришлось вступить в ЕР, но сам факт честных выборов остаётся фактом. А лозунг «голосуй, или проиграешь» получил новое подтверждение, ведь подделать можно только бюллетень человека, не пришедшего на выборы. И повышенная явка избирателей лишь подтвердила этот факт.
В Улан-Удэ выборы мэра (по местному называется сити-менеджер, но это сути не меняет) происходят не всенародно, а тайным голосованием городских депутатов. И победа в декабре 2012 года Евгения Пронькинова стала неожиданностью даже для него самого. Бывший мэр попытался объявить выборы нелегитимными и даже подавал в суд. Но… что произошло, то произошло. Скандал был на весь город, но бывший мэр уже настолько всем надоел, что подошёл бы любой новый управленец.
Люди и национальности
Логично, что в Бурятии много бурят. Не логично – что на улицах их преобладающее большинство. В демографической справке написано, что русских в Бурятии 65%, а бурят – 30%. Не знаю, как и что считали демографы, но в реальности русских людей на улице раз в 5 меньше. Я не знаю, почему это так, но большинство молодёжи – буряты.
Молодые русские активно уезжают на запад, буряты более привязаны к корням. Что удивительно – бурятский язык молодёжь знает плохо, а подчас и совсем не знает. Бурятскую речь можно услышать только из уст пожилых людей, если молодые говорят на бурятском – то они, скорее всего, приехали из улусов.
Буряты делятся на две крупных группы – западные и восточные. Западные более «русифицированы», чаще всего у них русские имена, они исповедуют шаманизм и довольно редко говорят на своём языке. Восточные сохранили бурятские имена, исповедуют буддизм и бурятоговорящих среди них намного больше.
Буряты очень любят детей, и редко ограничиваются одним-двумя. Встретить семью только с одним ребёнком – редкость.
У бурят очень развита клановость. Если кто-либо из клана попал на «хлебное место», то жди – скоро там будут все. Чтобы русскому пробиться во власть, занять ключевые позиции, нужно быть поистине неординарным человеком. Это большая беда Бурятии, и как решить её – неизвестно.
Большое количество бурят и сильный отток русских парней (а парни гораздо чаще покидают родовое гнездо, чем девушки) привело к появлению смешанных браков. Нередко можно встретить семью, в которой русская мама и бурятский папа. Гены бурятов очень сильны, поэтому малыши рождаются более похожими на отца. Забавно, что у бурятских детишек есть т.н. «монгольское пятно» – синее пятно на крестце. К пяти годам оно проходит, но при рождении есть практически у всех.
В Иркутске русских почти 90%, бурят всего 3%. Остальные национальности размазаны по оставшейся части. Но вот что интересно, если раньше Иркутск имел достаточно большое количество еврейского населения (у них даже было несколько своих кладбищ), сейчас же найти настоящего еврея практически невозможно. Но еврейские фамилии встречаются по-прежнему часто. У бурят в Иркутске своё землячество, они стараются держаться друг за друга, и браки совершают в основном в пределах своей диаспоры.
Забавно, что люди в Бурятии более простые и открытые, нежели иркутяне. Вторых можно назвать даже немного снобами.
Буряты малорезистентны к алкоголю. У них практически отсутствует гены переносимости алкоголя, и они быстро пьянеют, а в пьяном виде становятся невероятно агрессивны. У женщин всё ещё хуже, есть даже поговорка «страшнее пьяного бурята только пьяная бурятка». Кстати, почему-то бурятки обижаются, когда их называют «бурятками». Они предпочитают слово «буряточка».
Вывод или послесловие
Сейчас я живу в Улан-Удэ. Я не знаю, что мне делать, когда закончится декрет. Я не люблю Улан-Удэ, мне многое тут не нравится, и я хочу обратно в Иркутск. Муж настроен остаться, родители аккуратно пытаются уговорить меня не возвращаться. Бабушки и дедушки, наоборот, поддерживают меня (тем более, что одна из бабушек – уроженка Иркутска).
Меня устраивают улан-удэнские цены, но не устраивают зарплаты. Мне не нравится бурятская клановость, но тут живут мои родные. Все наши друзья остались в Иркутске, но уже начинают появляться местные, пока ещё «хорошие знакомые». Я не вижу перспектив тут, и понимаю, что русских с каждым годом тут становится меньше. В Бурятии пока нет сепаратистских настроений, но я не уверена, что моего сына, когда он вырастет, не изобьют за его национальность местные головары (бурятские деревенские гопники). Россия – для русских, но для кого Бурятия?
А что думаете вы?
Комментарии:
28 Сен 2013 в 1:56
я думаю, стоит попробовать вернуться еще раз в Иркутск, раз так тянет туда… а там посмотреть года через 3-4 … вернуться можно всегда! благо есть к кому и куда! в любом случае — удачи вам!)
28 Сен 2013 в 18:33
Ну что-то вы перегнули с национализмом. Буряты очень любят русских, а вот русские бурят нет. Я сама бурятка и прожила всю жизнь в Иркутске, не раз бывала в Улан-Удэ. Престижно бурятке иметь русского мужа, друзей. Так что не переживайте за сына.
18 Окт 2013 в 13:08
Забавно, у улановцев такой же комплекс к Иркутску, как у казахов к России. Стараются ну хоть в чём-нибудь переплюнуть и страшно гордятся тем, что их новый театр гораздо красивее иркутского драмтеатра, а Намшициденжапов гораздо более великий, чем какой-нибудь несчастный Распутин, Вампилов или Евтушенко.
29 Дек 2013 в 8:13
Татта, хороший рассказ. Хотелось бы добавить некоторые моменты. Я сам живу в Иркутске. Есть родственники в У-Удэ.Мама там родилась(в у-у, кстати я сам русский). И к сожалению, по работе часто приходилось бывать в У-Удэ. Вы тут не осветили очень важный момент,(демографы не ошибались , просто данные устарели), русские БЕГУТ из бурятии и дело как раз в «сепаратиских» настроениях. Просто многие пустили сильные корни и оторваться сложно. Только тот факт что русских детей ЗАСТАВЛЯЮТ учить бурятский язык как в д.садиках так и в школах, не смотря несогласие и порой протесты родителей. Во властных структурах русских притесняют, в гос. учереждениях доходит до того что с русскими коллегами говорят на бурятском и возмущаются(это мягко говоря), что те их не понимают. Аргументируют тем что «вы, где живете? в Бурятии! и говорите по бурятски», начисто забывая что это во-первых гос. учережд. и во вторых мы живем в РОССИИ и государственный язык здесь, все таки пока еще, русский. Если вы спросите что думаю я, ОДНОЗНАЧНО Иркутск. Уровень всех аспектов жизни, гораздо выше. И вы верно опасаетесь за своего ребенка, через лет десять, «белым» там будет ох как ни комфортно жить, про карьеру и образование я вообще молчу. Вы для учебы выбрали Иркутск!!! хотя в бурятии то же есть уч. заведения. Удачи Вам!!!
24 Фев 2014 в 18:32
Я уехала из Улан-Удэ больше 30 лет назад,сначала в другой город Иркутской области,а потом и в Иркутск,который и очаровал,но и жизнь иркутская ,а главное иркутяне показались не очень простыми. Что хочу сказать,исходя из своего многолетнего опыта,жизнь в Иркутске интереснее, напряженнее,перспективнее, а в Улан-Удэ спокойнее,душевнее .Очень мне было непросто в Иркутске,но вернуться на родину не решилась,хотя до сих пор люблю и Улан-Удэ и улан-удэнцев ,это моя родина,у меня здесь много друзей,родители так и не смогли переехать в Иркутск,хотя и не являются коренными жителями Улан-Удэ и всячески способствовали нашему(детей) переезду в Иркутск.В отличие от автора заметки,я Улан-Удэ люблю, отдыхаю здесь душой, отдыхаем на Байкале только с бурятской стороны, а жить,конечно,нужно там,где комфортнее , в Иркутске -перспективнее,а в Улан-Удэ дешевле,спокойнее и душевнее, так, что дело за выбором….
3 Мар 2014 в 23:15
Ну вот за уровень жизни (зарплаты, культура и лица людей на улицах) вы и платите, если переезжаете в Иркутск. Для тех, кто попроще и непритязательнее, и так сойдёт, в У-У. А тех, кто хочет хороших возможностей и обдумывает будущее (и не только своё), и город нужен по-цивильнее.
10 Июн 2014 в 22:53
Нечайно нашел вашу статью в Гугле, читаю про Байкал и тут прямо дискуссии где лучше в Улан-Удэ или Иркутске. Я бурят, я 10 лет отматал в разных европейких странах и в северной америке и все равно вернулся в Улан-Удэ, мне тут нравится, тут душевно и спокойно, даже вопрос не в деньгах. Буряты сами по себе очень разные, так же как и русские, вот вы тут собрались и что то шубушитесь, а для меня вы все братья, как ни крути.
Там далеко за пределами России у меня были друзья в осовном русские, украинцы, белорусы, так как бурятов там просто нет 🙂 и я понял что мой дом Россия. И когда я читаю про то что какой то русский или бурят что-то думает про Иркутск и Улан-Удэ и где лучше, у меня невольно накрадывается улыбка на лице, вы все одинаково провинциалы, как ни крути. Что Красноярск, Краснодар или Владивосток и Улан-Удэ, это по сути одно и тоже. Жалко вы этого не понимаете.
Буряты уникальны тем, что дружелюбны их сердца, вам никто не будет желать вреда, у вас будут верные друзья. Поэтому нет смысла делить что-то маленькое, Улан-Удэ где песок или лужайка в Иркутске, да господи упаси делить города по этим категориям. Главное это круг общения, родственники, друзья, душа, а ваши грошики считать что в Иркутске, что в Улан-Удэ это по сути одинаковая цена. Живите где хотите и не думайте о мелочах.
16 Июн 2014 в 2:36
Да, с первых строк текста ясна национальная принадлежность автора. Количество бурят во всем мире очень мало, скажите мне, и где как не на своей исконной родине говорить на своем родном, т.е.бурятском языке??? И где как не в Бурятии увидеть такое количество бурят??? А, уважаемый автор рассказа???
О смешанных браках можно и поподробнее. Смешанных браков сейчас много. Сначала преобладали браки, где жена русская и муж бурят. Как правило, русские женщины вводили замуж не за простого бурята из улуса! Либо он был образован, либо относительно материально обеспечен, либо обладал определен. полож.чертами характера. За простого бурята русская не вышла бы;)
Сама я бурятка, не живу в Бурятии с 2000 года (и уже в России тоже), к сожалению своего родного языка не знаю… И владение двумя европейскими и двумя восточными языками не восполнит такого пробела.
24 Июн 2014 в 8:49
Что значит «сам Байкал лучше с Бурятской стороны»??? Позвольте не согласиться! Байкал прекрасен со всех сторон! Конечно, Ушканьи острова — жемчужина Байкала с бурятской стороны, но пардон, сакральный остров Ольхон с его самыми тёплыми для купания заливами — это иркутская территория! А Кругобайкальская ж/д — это тоже Иркутск…. Вы как минимум не правы: Байкал прекрасен и с иркутского берега и с бурятского. И говорить, что там он лучше, чем здесь — очень не корректно!
24 Июн 2014 в 9:04
А чего на счёт цен удивляться? Всё очень просто! Спрос рождает предложение! В Иркутске спрос выше, вот вам и цены выше! Доходит ло абсурда: например, яйца, произведённые на птицефабрике под Иркутском стоят в Иркутске дороже, чем эти же самые яйца в Чите или Улан-Удэ… Всё на много проще: торговля — это по сути барыги, которые продают так, как велит закон рынка.
24 Июн 2014 в 10:19
Сергей, я такого НЕ ГОВОРИЛА! Внимательно перечитайте текст:
«Это камень преткновения Бурятии и Иркутской области. Это бренд для обоих субъектов федерации, но пока туристическим потоком рулит Иркутск. Он более “клиентоориентирован”, более рассчитан на приём туристов. Да что там говорить – даже Путин с Медведевым ездили на Байкал через Иркутск. Хотя расстояние от Иркутска до Байкала всего 68 км, а от Улан-Удэ до Байкала уже 130 км, но вот сам Байкал лучше на бурятской стороне.
Закат на Байкале с бурятской стороны
68 км – это до раскрученной туристической Листвянки, где из озера вытекает Ангара. На самом деле, для неискушенного глаза, там, конечно, красиво, но… для тех, кто знает Байкал с детства, это не самые невероятные красоты. Есть Ольхон, там очень красиво, но он расположен в 300 км от Иркутска, а это далеко. Все остальные места с Иркутской стороны труднодоступны, т.к. берег Байкала там очень скалистый, и просто так приехать на машине в любое место не получится. Есть замечательная, чудесная неэлектрифицированная Кругобайкальская железная дорога, но попасть на неё можно только пешком или на поезде (логично, не так ли: на железную дорогу только на поезде?)
В Бурятии же берег более пологий, и добраться в любое место на Байкале можно намного проще. Ну, и, как минимум, с бурятской стороны солнце садится в Байкал, а с иркутской – в горы. Тем, кто любит делать красивые закатные снимки, нужно ехать в Бурятию.»
Укажите — конкретно, где вы увидели это? Я пешком прошла всю КБЖД, жила на восточном берегу Байкала (Утулик, Байкальск, Танхой, Мысовая, Боярский, Култушная-Байкальский прибой, Посольск), была на Ольхоне и на Святом носе и везде Байкал невероятен и красив.
18 Июл 2014 в 4:56
Жила в Улан-Удэ, переехала в Иркутск давно уже. Не жалею, не люблю У-У. В то время, когда я там жила у меня были в основном только негативные впечталения аж с детства (много гопоты во дворах, в школе, в классе, вежливых людей редко встретишь, простите, но особенно это было среди женщин буряток, которые часто мне просто так грубили и набрасывались с руганью и обливали грязью. А я была еще ребенком, скромным и застенчивым.)
Однако и в Иркутске таких людей хоть отбавляй. Но тут хотя бы женщины среднего возраста (особенно врачи и учителя) стараются быть вежливыми. И женщины бурятской национальности здесь тоже дружелюбнее.
2 Окт 2014 в 20:19
Я со всем согласна.
Мне было тяжелее, я привыкла к Иркутской зелене, более влажному воздуху. Переехала в УУ и была в ужасе от этого песка повсюду, от того что нет травы и больших деревьев, от пронизывающего ветра зимой и от сумасшедшей жары летом без дождя. Я так мечтала о ожде. Еще мне было очень неуютно в этом городе, потому что куда не глянь везде степь, столько открытого пространства, и чувство незащищенности.
Кстати сказать, я сама не бурятка, а замуж вышла за бурята иркутского, и там на нас все смотрели как на иопланетян, а в Буртии это давно норма.
С мужем у нас совсм разные вкусы во всем, и он очень любит Бурятию и хочет тут остаться, а я хочу назад домой…
Но Байкал со стороны Бурятии и правда шикарен! И мы даже купили участок на берегу))
15 Окт 2014 в 10:35
Добрый день ТаТТа! Хочу задать несколько вопросов о вашем городе (насколько я поняла, вы коренной житель Улан-Удэ), а также все, кто может ответить, пишите, пожалуйста!
Сначала объясню ситуацию -у меня ребенок с аллергическим конъюнктивитом, ринитом, и похоже развивающимся аллергическим трахеитом плюс пищевая аллергия, мы коренные хабаровчане, и климат у нас очень влажный. Ребенок уже залеченный всем чем только можно, и единственное, что не пробовали- сменить климат на более сухой, и местность выше над уровнем моря, чем Хабаровск. сначала я планировала попробовать поехать в Читу, т. к. там родственники, но прочитала ваш рассказ про Улан-Удэ, и думаю, что там наверно суше климат, чем в Чите.
Подскажите -Есть ли районы с хорошей экологией, без ТЭЦ, без котельных, чтобы мало тополей, и как у вас в городе растет полынь? У нас полыни очень много, и это тоже фактор аллергизации. И еще если рядом хорошая школа, и секции для детей то было бы замечательно.
Спасибо, если кто-то ответит.
26 Ноя 2014 в 18:50
Я конечно не ТаТТа, но могу ответить на Ваши вопросы. Климат действительно сухой, я бы сказал даже очень. Не смотря на то, что в городе всего две ТЭЦ, найти район с хорошей экологией весьма проблематично, тк как оборудование на ТЭЦ устаревшее и особенно зимой в морозы (а они тут не слабые) в утренние и вечерние часы над городом весит смог от пыли, сажи, золы и т. д. Основным деревом в городе является тополь, правда их в последнее время начали пилить (получается неорганичная картинка, вдоль дорог стоят пеньки высотой 2−2,5 м:-)). Полыни тоже хватает. Школ хороших по пальцам можно пересчитать, устроить туда ребенка проблематично. А насчет секций — спорт развит слабо, единственный биатлонный полигон был, так его закрывают, остается только борьба. Надеюсь я Вам помог)
6 Янв 2015 в 15:28
Всем доброго дня!)) я из-У-У, почитала с интересом статью, со многим согласна) единственное, не думаю, что так все печально с возможными разборками на национальной почве. вообще, нет плохих национальностей, есть плохие люди, это мое мнение.
6 Янв 2015 в 16:51
Добрый день, «Человек» Вам уже написал про Улан-Удэ, по большому счету все это и в Чите, за исключением. У меня сын — астматик, но в Чите ему хорошо, аллергенов (в смысле полыни, амброзии и проч. здесь нет), климат более сухой, чем в столице Бурятии, там все же Байкал рядом. Из двух городов мне больше нравится Чита (образование, медицина, детские сады, как у всех проблема). Мои знакомые из Хабаровска ежегодно привозят детей летом в Читу, санаторий Молоковка и именно все это про Ваш климат рассказывают.
11 Янв 2015 в 1:23
Я родилась и жила какое-то время в Иркутске, я — бурятка. Сейчас живу в У-Удэ, хочу сказать, что отношение русских к бурятам зачастую в Иркутске оставляет желать лучшего.:(По поводу земли — то-то оно еще-помню осенью или весной, даже летом пока дойдешь до остановки, так испачкаешься, а в у-удэ дождик прошелся, все впиталось в песок и сухо.))
Цены в Иркутске дороже, это так, не только на продукты, одежду и машины. Центр Иркутска загрязнен, загазован.
Про наркоманов вы почему-то умолчали. у меня был шок, лежит наркоман под деревом и люди проходят как ни в чем не бывало, видимо все привыкли. Кавказцев много в Иркутске, в глаза бросается.
P. s. Раньше я все хотела в Москву уехать жить, а теперь спустя время, поехала бы в Москву только ради ребенка, чтобы дать образование хорошее. скоро уезжаю жить в Екатеринбург, выхожу замуж. А Иркутск мне не нужен
11 Янв 2015 в 1:26
Забыла написать про дешевую электроэнергию. а в У-удэ гораздо дороже э/энергия))
11 Янв 2015 в 1:57
Лучше быть первым в У-Удэ, чем вторым в Иркутске
12 Янв 2015 в 14:09
А сравнивали кто-нибудь Иркутск с соседним Красноярском. Наверно очень много будет голосов, что Красноярск на голову выше Иркутска. Это тенденция. Новосиб лучше Красноярска, Красноярск лучше Иркутска, Иркутск лучше Улан-Удэ, Улан-Удэ лучше Читы
13 Янв 2015 в 22:25
о зашёл на эту страницу через гугл. Искал статью про разницу житья-бытья в Иркутске и в У-У. Очень удивительно, когда видишь грамотно написанную статью и адекватные комментари. Порой слаживается впечатление что количество адекватных людей в Сибири на душу населения больше чем в Западной части России. Это льстит мне. Ну и как начал я свой коммент, можете уже догодаться какой я национальности. Это нетрудно, я допустим по комментам сразу определяю в большинстве случаев.
1. В Иркутске красоток на душу населения (моё любимое словосочетание, далее «НДН») ощутимо больше. Проезжая на велосипеде в оживлённых местах Иркутска кпждые 15 минут у меня челюсть падает. В У-У 2−3 раза в день. Я не преувеличиваю и не преуменьшаю! Я себя даже ловлю на том моменте что в Иркутске сексуального напряжения я ощущаю гораздо чаще нежели в У-У. Ну просто огромный разрыв! Что среди русских что среди буряток НДН пропорционально больше!
2. В У-У действительно бурятов становится день ото дня вмё больше и больше. В газете ИП публиковали первоклашек всех городских и близлежащих районных школ. Заметно буряты то ли рожают чаще и больше то ли русские уезжают пачками. Я считаю что бурятам русских пора отпустить. В большинстве случаев буряты в глубине души не хотят чтобы русские уезжали. И это обусловлено в первую очередь из-за сложившегоя во всём мире идеал европейской красоты. Как ни крути, а красивых русских НДН больше чем красивых бурятов НДН. Буряты не хотят утратить генный материал. Во вторую и последующие очереди — эвристическое мышление, острое чувство справедливости и объективности, отсутствие клановости, широкая душа, простота в общении. Бурятам пора вариться в соьственном соку, и перестать всегда полагаться на старшего русского брата.
3. Власти скорее всего везде оставляют желать лучшего. В Иркутске с простыми неначальствующии госслужащими всегда можно найти общий чзык. Чувствуешь что этот человек хрчет тебе помочь там с документами или сроками или советами. В У-У если ты госслужащий даже самого низшего ранга то все кто за стеклом — чернь)) Ну правда есть такой момент. В Бурятии войти во власть это самое лучшее что можно пожелать жителю Бурятии. В Иркутске как и везде все хотят чинствовать, но в Бурятии этому придают очень большое значение.
4. Работа у меня такая что по домам хожу. Так вот количество стариков доживающих свои года в одиночестве в Иркутске тьма тьмущая! Просто ужас как много видишь бабушек и дедушек, брошенных детьми, уехавших в другие города и за бугор. Также и количество матерей одиночек НДН в Иркустке больше чем в У-У. Детдома переполнены детьми… я оч люблю детей. Мне стоило увидеть такое количество брошенных и осиротелых детей, всю подушку измочил слезами в ту ночь ,-) В У-У напорядок меньше. И кстати детей бурятов 1 на 50. Пора бы русским научиться у бурятов ценить и уважать стариков и любить растить детей.
5. В У-У по-моему для каждой улицы есть своя маршрутка. Ну просто изобилие маршруток. В Иркутске маргрутки ходчт преимущественно по главным улицам. И дороги в Иркутске «умнее». Пробки в Иркутске образуются в центре, и за счёт большого количества автомобилей. В У-У пробки из-за недостка мостов, мозгов городских чинуш, ну и сам город был заолжен так будто основатели города не ожидали что город так разрастётся
7 Фев 2015 в 20:05
Иркутск сильно утратил свои позиции в 80−2000 -е годы. За последние 10 лет он восстановил статус столицы Восточной Сибири, подвинув Красноярск. Улановка и Чита-дрита достойны в качестве райцентров Иркутской губернии.
15 Окт 2015 в 13:01
Россия для русских, автор, вы с дуба рухнули?
Насчет бурятского языка — я считаю это правильным вводить его в качестве обязательного, и неважно, для русских или для бурят, вы живете на этой земле, надо уважать ее традиции. Не нравится — уезжайте.
20 Июн 2022 в 6:41
Живу в Улан-Удэ, когда-то переехали с Забайкалья, немного пожалели что именно сюда, но что сделано, то сделано. Национализм по началу ощущался, теперь уже привыкла и не замечаю. И если кто-то говорил, что живём в Бурятии, всегда отвечала, что Бурятия находиться в России, значит всё-таки это русская земля. Почитайте историю образования города Улан-Удэ внимательно, образовался он далеко не бурятом, это просто сейчас, заставили всё памятниками Чингисхану, нашли чем гордиться. И если русские захотят, то буряты уйдут на Родину прородителя, которого предали когда-то, это не они нам позволяют, жить на их земле, это просто русские очень терпеливы. А ещё знаю, что буряты у русских всему научились.
И то что у них хитрожопость и предательство, ради золотой манетки, они готовы предать кого угодно, а детей нет в детдомах, потому что их используют как бесплатную раб силу в семье, и денежный доход в виде опекунских и разных выплат, на ребёнка им наплевать, видела таких детей с исколечеными душами.