Из точки М. в точку Ж.: переезд из Махачкалы в Подмосковье
Часть 1. Махачкалинская
Эта история началась ещё восемь лет назад, когда я впервые приехал в Москву и сделал вид, что пытаюсь найти там работу. Работа не дала себя обнаружить, и я вернулся обратно, в Махачкалу, но поставил себе цель – во что бы то ни стало купить квартиру поближе к внешней стороне МКАДа.
Дома очень кстати подвернулся неплохой заработок. Но потом в наши с вами двери постучался кризис 2008 года. Проект, в котором я работал, свернули. Процесс расслоения общества в Дагестане продолжал обороты, стала расти численность сторонников возврата к так называемому «чистому исламу», участились теракты, спецслужбы и лесные братья стали играть в «войнушку» на махачкалинских улицах, отрабатывая казенные деньги с одной стороны и инвестиции саудитов – с другой. На политической арене продолжалась чехарда, называемая борьбой кланов, а Махачкалу начали уплотнять для новой волны миграции с гор. Ситуация с ЖКХ города усугублялась: случалось, что неделями не было воды, электричества, газа.
И я вспомнил, что отсюда надо валить. Но тут родился первый ребёнок. А затем цены на недвижимость в Махачкале просто взяли и в одночасье рухнули: последствия кризиса как-никак, да и таких, как я, наверно, оказалось немало. Переезд опять был отложен.
Ребёнок немного подрос. Ситуация на рынке недвижимости Махачкалы устаканилась, а цены на жильё Москвы и Подмосковья начали снова ползти вверх. И я начал с продажи подаренной родителями однокомнатной квартиры на окраине Махачкалы. Выручил за неё 1,3 миллиона рублей в 2011 году. Думал, что следующий этап – продажа 6 соток земли в бывшем садоводческом товариществе – пройдёт быстро и принесёт чуть больше денег. Но участок был расположен далеко от трассы, и брать его за полтора миллиона желанием никто не горел.
В конце концов, нашёлся покупатель на полплана. Затем – другой, на оставшиеся 3 сотки. Началось обивание порогов администраций и разного рода палат с целью оформить документы на два участка. Пока пороги обивались, второй покупатель сорвался с крючка. «Значит, не судьба» – решил я и стал подсчитывать деньги.
Цель была такая – взять квартиру в ближнем Подмосковье. Обязательно в новостройке и желательно – как можно ближе к сдаче дома в эксплуатацию. По опыту мытарств в съёмных московских квартирах знал, что жизнь в хрущёвках уныла и кишмя кишит крысами. На двухкомнатную квартиру, со своими двумя с хвостиком лямами, уже не тянул. А взять ипотечный кредит не мог, потому что официально числился безработным (низкая зарплата жены тоже не позволяла совершить такой маневр).
Сам я ничего не искал, мониторингом и сравнительным анализом не занимался. Попросил знакомого риэлтора посоветовать, что подешевле и в то же время поближе к Москве. Через неделю он позвонил и предложил рассмотреть вариант с однокомнатной квартирой в строящемся микрорайоне города Железнодорожный за 2,4 миллиона рублей (конец 2011 года) и с ориентировочным вводом в эксплуатацию в конце весны 2013 года.
Самым веским аргументом «за» стало то, что здесь самые низкие цены в ближнем Подмосковье. Это были 39 квадратных метров в панельном 17-этажном доме. И я ухватился за такой вариант. Имевшихся от продажи имущества денег и того, что я наскрёб по сусекам, как раз хватало на эту однушку.
Но тут грянул Новый год, затем затяжные нерабочие дни января, затем мне подвернулась небольшая халтурка. В общем, когда в феврале 2012 года мы с женой приехали в Железнодорожный – однокомнатных квартир по цене ниже, чем 2,6 миллиона не было. «Надо срочно брать», – сообразил я. И не ошибся: спустя три-четыре месяца такие же квартиры в этих же домах стоили ещё на 200 тысяч рублей дороже.
Чтобы купить квартиру, пришлось воспользоваться финансовой помощью близких родственников. А покупали мы её, по сути, как кота в мешке. Город толком и не посмотрели, на стройке были один лишь раз, а подписав договор, тут же укатили обратно в Махачкалу – ждать, пока достроят.
Разумеется, что в запланированный срок ключи от квартиры нам не дали. Их дали спустя два-три месяца от этого срока. Но и это, учитывая «серые» схемы продаж и нестабильную экономическую ситуацию в стране, большая удача!
А пока дом строили, мы сняли в Махачкале квартиру и начали копить деньги на внутреннюю отделку и мебель для будущего места жилья. Заодно решили и второго ребёнка родить, чтобы первому было не слишком просторно на 39 квадратных метрах.
И вот знойным летним днём 2013 года я зашёл в свою новую квартиру в Железнодорожном с раскладушкой, электроплиткой и инструментами, и начал её обустраивать. Приятным бонусом квартиры была коробка санузла, обшитая пластиком и со стальной ванной. Я добавил туда для полноты картины умывальник и унитаз и присобачил смеситель. Всё. С санузлом было покончено до лучших времён.
Около 100 тысяч рублей ушло на сухие отделочные смеси, хороший китайский ламинат, плитку для пола, обои и прочие строительные материалы. Ещё без малого 200 тысяч уйдёт позже, на мебель и бытовую технику. Возможно, сейчас ремонт будет стоить чуть дороже. И что уж точно – приобрести сейчас 40 квадратов в новостройке Железнодорожного (на начальном этапе и со сдачей в обозримом будущем) ниже, чем за 3 миллиона рублей не выйдет. Выше – сколько угодно, ниже – нет.
О вторичке и не заикайтесь, ибо в отличие от Москвы квадратный метр вторичного жилья в Подмосковье стоит дороже квадратного метра новостройки. Существуют ещё монолитные дома, они, конечно, качественнее. Но строят их дольше, и квартиры в них стоят подороже.
Через полтора месяца квартира была готова к новоселью. Но оставалось самое сложное – перевезти свои домашние вещи из Махачкалы в Железнодорожный. О том, чтобы нанять для этого отдельную «ГАЗель» не могло быть и речи: запросили бы не меньше 20 тысяч. Оставался только рейсовый автобус, который возит пассажиров и товары с московского рынка «Садовод» в Махачкалу. А вот обратно он, как правило, возит пассажиров, но не груз.
Мы продали всё крупногабаритное имущество – холодильник, холл, шкаф, стиральную машину. Гардероб, детские игрушки, ковры, телевизор и разобранная детская кроватка были аккуратно упакованы в картон и полипропиленовые мешки и заняли собой весь грузовой отсек рейсового «Неоплана». Он, как и ожидалось, был пуст. Сторговались с водителями на цифре 7000, плюс к этому я, как пассажир – 2000 рублей.
Добрались благополучно и быстро, на следующий день поздно ночью. У рынка «Садовод» меня ждал двоюродный брат с минивеном. Выгрузили весь скарб из автобуса и забили им под завязку минивен. Самим пришлось сесть в такси и указывать дорогу до места назначения.
Через неделю приехала семья. И мы потихоньку стали осваиваться…
Часть вторая. Железнодорожненская
Историю города и список его прославленных жителей (от Обираловки с совершившей здесь суицид Анной Карениной до визита датской королевы и Светланы Ходченковой, жившей на улице Колхозной) можно легко почерпнуть из Википедии. Я же постараюсь описать Железнодорожный с точки зрения приезжего человека и потребителя. Прежде всего, надо объяснить, почему он так назван. Как несложно догадаться, Железнодорожный – это город железных дорог.
Один поэтически настроенный журналист сравнил как-то Махачкалу с бабочкой, на том основании, что очертаниями своими с высоты птичьего полёта город похож на это насекомое. У меня лично с бабочкой таких ассоциаций не возникает. Но вот к Железнодорожному (да не обидятся на меня жители города!) очень хочется применить метафору железы. Предстательной. Город «обхватывает» Горьковское направление Московской железной дороги именно так, как простата сами знаете какой канал. И именно с этой дорогой связано его благополучие и развитие.
Один из самых важных критериев городов ближнего Подмосковья – доступность Москвы. Так вот из Желдора (или как его ещё называют Железки) можно добраться на электричке до Курского вокзала столицы России за 35–40 минут. А если на «Спутнике» – то получится ещё быстрее и намного чище и комфортнее. Но дороже – почти 100 рублей в один конец против 52 с полтиной на обычной электричке.
Последние годы тяжелой экономической ситуации способствуют повышению стоимости проезда в январях. Выгоднее приобретать абонемент «Большая Москва» (1200 рублей) и ездить по нему месяц в любом направлении, в пределах 25 километров от московских вокзалов. В электричках встречается много безбилетников, при виде контролёров они бегут от них из вагона в вагон и выходят на ближайшей остановке. Ловить и карать «зайцев» никто не рвётся.
В отличие от ближайшей Балашихи Железнодорожный – направление для электропоездов не тупиковое, через город проносятся рейсы в Крутое, Захарово, Электрогорск, Петушки, в общем – всё то, что ближним Подмосковьем уже никак не назовёшь. Само собой разумеется, что и контингент этих рейсов прост и незамысловат. Обычная рабоче-крестьянская электричка гарантирует вам тесноту, курение в тамбурах и немного музыкантов и коробейников нашего времени. Первые предпочитают деньги аплодисментам, вторые будут рекламировать вам меламиновые губки, супермощный клей и разного рода галантерейные товары. Чтобы обменять их на ваши деньги.
В часы пик интервал между рейсами не превышает 5–7 минут, что и делает железную дорогу основным способом прибытия в Москву, которая расположена в 10 километрах от станции, как условного центра города. Начинающееся с восточной стороны МКАД Носовихинское шоссе тоже ведёт в Железнодорожный, но пользоваться им можно, только имея очень много времени, терпения и топлива. Почему? Потому что это преимущественно двухполосная дорога, задыхающаяся в пробках и обставленная по обочине заборчиками частных домовладений Никольского и Салтыковки. Называть её трассой федерального значения – очень громко, поэтому Желдор – не тот город, из которого можно добраться на работу и обратно на автомобиле.
По так называемой «пьяной» дороге можно доехать до Люберец. Но это только если необходимо попасть в «МЕГУ– Белая Дача», а не оказаться по ту сторону МКАД. «Своих» мегамоллов в Железке, конечно же, нет, поэтому за качественным шопингом и ассортиментом «Ашана» придётся отправляться либо в люберецкие Котельники, либо в новый торговый центр Реутова.
Цены на продукты аналогичны московским и недалеко, откровенно говоря, «ушли» от махачкалинских. Но вот медикаменты в аптеках почему-то дороже, чем в столице. Продовольственная сеть представлена здесь магазинами «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит». Гипермаркет на весь город один – это «Metro», он находится у Носовихинского шоссе. Тенденция возводить торговые центры в непосредственной близости от автомагистрали прослеживается и здесь.
В последние годы продавцами жилья в новостройках Железнодорожного активно используется новый маркетинговый ход – рассказы о строительстве линии лёгкого метро, которое, якобы, свяжет в скором времени город с московским районом Некрасовка. Да, создание альтернативы Горьковскому направлению позволило бы существенно оптимизировать пассажиропоток и развить город в южном направлении. Но дело в том, что в планах мэрии Москвы строительство линии наземного метро в Железнодорожный не значится, а бюджет области намного скромнее и вряд ли потянет такие проекты.
Поэтому в возникновение в 2017 году этой линии верят не все. Поэтому в ближайшее время большинство работающего населения Железки будет как обычно спешить по утрам на станцию, а по вечерам бежать с неё домой. Ну, или ехать маршруткой.
А вот ходить или трястись в маршрутках – это уже зависит от района проживания. Железка – выражаясь по-махачкалински, понятие растяжимое. Важно жить в шаговой доступности от станции, так как все дороги ведут к ней. Но и слишком близко – тоже не лучший вариант для ценителя тишины в квартире, порядка и простора у подъезда.
Улицы Новая, Некрасова, Маяковского, 60 лет Октября и Пролетарская являются центром города. Отсюда дойти до станции можно за 5–10 минут. Проехать по городу на маршрутном автобусе стоит 30 рублей, вызов такси обойдётся в 100–150 рублей.
Последние годы активно застраивается район деревообрабатывающего комбината и бывших земель совхоза декоративного садоводства. По сути, здесь находится географический центр города. Удивительно, что его взялись застраивать относительно недавно, в 2011 году. Крупные строительные компании – ДСК-1, ПИК, «Главмосстройнедвижимость» уже возвели здесь не один десяток панельных домов. Застройка этих пустырей увеличит в ближайшем будущем население города (150 тысяч жителей) как минимум ещё на 50%.
Кстати, имейте в виду, что авторитет застройщика далеко не самое главное в том, чтобы принять решение в пользу покупки. Дом строители могут сдать вовремя. Но до получения ключей есть ещё такие этапы, как, например, подключение его к воде, электричеству и прочим коммуникациям, за исключением газа (исключение это сделано исходя из соображений пожарной безопасности), благоустройство территории и собственно, приём на баланс города и ввод в эксплуатацию. Вот на этих этапах, как правило, и происходят задержки.
Вернёмся к географии города. Район Керамика примыкает к промзоне города. Возник рядом с Керамическим заводом, отсюда и название. Состоит большей частью из ветхого жилья, «хрущёвок» и «сталинок». Производит весьма гнетущее впечатление.
Но есть жильё и похуже, это расположенные практически в центре города двухэтажные деревянные дома микрорайона Жилгородок. Честно говоря, это не дома даже, а жуткого вида бараки. Любопытно, что стены этих домов увешаны спутниковыми тарелками, а у подъездов стоят отнюдь не самые дешёвые автомобили.
Павлино – это камчатка Железки. Далеко и долго от станции, но здесь строятся неплохие монолитные многоэтажки, жильё в которых покупают те, кто верит в светлое будущее идеи лёгкого метро до московской Некрасовки. Как будто бы конечную станцию этой линии планируют расположить поблизости с Павлино.
Саввино – ещё один бывший рабочий посёлок. Интересен наличием Дома культуры и церкви Преображения Господня. Но проживание здесь омрачается близостью местного жупела – завода «Роквул». Известный также как Минвата, завод производит теплоизоляционные материалы и связанные с этим выбросы в атмосферу. Администрация уверяет, что все происходит в рамках предельно допустимых норм, но жители, которые всё никак не привыкнут к часто возникающим ароматам сероводорода, считают иначе.
Если продолжить тему экологии, то надо вспомнить о мусорных свалках. Их вокруг немало. Страшнее всех – Фенинский полигон, расположенный в 3 километрах от города. Но если вспомнить, что ближайшая территория Москвы – Некрасовка – строится на месте бывших Люберецких полей аэрации и мусорного полигона, то и на это можно закрыть глаза.
Говоря о недостатках города следует также упомянуть качество воды. Она здесь тоже железная: чересчур насыщена железом. На вкус – неприятная, для бытовой техники очень жёсткая, в общем, ставить фильтры на водопровод и чаще их менять архиважно. На некоторых улицах города установлены автоматы по продаже артезианской воды. Но лично мне, человеку подозрительному, они не внушают доверия.
Район Кучино самодостаточен. Так исторически сложилось. Он имеет свою ж/д станцию и территориально находится ближе к Москве. Между Южным и Северным Кучино расположены «Ноздри» – проезд под железнодорожными путями и поворот с Носовихинского шоссе в Балашиху, одна из причин частых пробок. В состав Железки также входят микрорайоны Лесной и Гидрогородок, которые находятся по ту сторону от железной дороги, далёкий Агрогородок и совсем уже дальше некуда – Купавна.
Ольгино – уже застроенный спальный микрорайон с развитой инфраструктурой. Но меньше, чем за 25 минут пешком отсюда до станции не дойдёшь. Говоря об инфраструктуре, следует заметить, что новые условия обязывают девелоперов проекта строить в качестве бонуса к многоквартирным домам объекты соцкультбыта – детсады, школы, поликлиники.
И они, ей-богу, строятся. Но очереди в детский сад остаются такими же огромными, вторая смена в школах не отменена, а попасть на приём к педиатру в детской поликлинике – сложное и утомительное занятие. Раз уж речь зашла о медицине и образовании, скажу, что в этом смысле город можно сравнивать с Махачкалой, но ни в коем случае не с Москвой.
Здесь дорого ходить в детсад. На момент написания этого обзора стоимость посещения дошкольных учреждений приближается к 4 тысячам рублей.
Приблизительно в такую же сумму обойдутся вам коммунальные услуги. Тарифы ЖКХ здесь безумно высокие и на них не выделяются субсидии, как в Москве. Вот и выходит, что обслуживание однушки в Москве стоит 2,5 тысячи, а точно то же самое в Желдоре – почти 4 тысячи.
Компетентность и профессионализм многих специалистов местной медицины ОМС оставляет желать лучшего. К тому же их очень мало, до недавних пор на весь полуторастотысячный город был один лишь детский ортопед в поликлинике. Не мне убеждать матерей в том, насколько востребованы консультации ортопедов в эпоху дисплазии тазобедренного сустава. Но зарплаты здесь тоже низкие, поэтому работать врачом или учителем идут немногие.
«Скорая помощь» здесь относительно скорая. Но везёт она вас в Центральную больницу, которая, подобно многим городским больницам Подмосковья, так и не смогла выбраться из советского прошлого. Между прочим, здесь ещё живы тараканы. В Махачкале, кажется, их давно уже нет.
Помимо ветхого жилого фонда есть ещё несколько проблем, отрицательно сказывающихся на архитектурном облике города и его социальном обеспечении. Одна из них – отсутствие собственного роддома. Вроде бы из года в год сообщается о скором открытии акушерско-гинекологического комплекса в Саввино. Но до сих пор железнодорожненские роженицы вынуждены пользоваться услугами перинатального центра Балашихи или роддомов Москвы.
Второй долгострой – это расположенный в двух шагах от центральной площади и мэрии каркас кинотеатра. Строят его уже больше 10 лет, время от времени там ведутся какие-то вялотекущие работы, но говорить о завершении проекта преждевременно. Мягко говоря, это странно, потому что прибыль такому заведению на этом месте обеспечена. Спрос будет высоким: Железка – город молодой и самый быстрорастущий во всём Подмосковье.
Имеется и недострой. Это заброшенный госпиталь ФСБ, аналог знаменитой Хворинской больницы Москвы. В начале 90-х госпиталь строить прекратили, и с тех пор он стал местом проведения досуга неформальной молодёжи. До недавних пор земля под застройку принадлежала ФСБ, по последним сведениям сейчас происходит процесс передачи его на баланс города. Достраивать его спустя десятки лет нецелесообразно, а сносить – влетит в копеечку. Поэтому инвестор на этот лакомый кусок земли найдётся ещё не скоро.
Но эти проблемы никак не помешали бывшему главе города заручиться поддержкой правительства Московской области и победить на выборах в соседней Балашихе. По слухам, успех Жиркова объясняется тем, что он учился в одной школе с могущественным политтехнологом Кремля Сурковым.
Бывший мэр развернул кампанию по слиянию Железнодорожного с Балашихой. Мотивируется всё это заботой о населении и стремлением сократить число чиновников. Далеко не все население в восторге от перспективы ездить за какой-нибудь справкой в Балашиху, но нужный результат, конечно, не заставит себя ждать. Город, кстати, находится на территории Балашихинского района Московской области, но в состав его не входит.
Не все так плохо в городе. Не так давно в городе был открыт новый спортивный комплекс «Орион». Уже давно открыто новое здание городского ЗАГСа. На качество дорог грех жаловаться, укладывают новые улицы. Пешеходы и владельцы автотранспорта здесь гораздо дисциплинированнее, чем в Махачкале. Но есть и те, кого жуткий режим цейтнота вынуждает нарушать правила дорожного движения. Город окружен тремя лесопарками – Павлинским, Ольгинским и Пестовским (последний находится в лучшем состоянии).
В подавляющем большинстве дворов Железки обязательно есть игровая площадка для детей, немало катков и спортивных полей. Прямо-таки умиляют деревянные скульптуры на площадках. В общем, о досуге детей здесь, в отличие от Махачкалы, заботятся.
На улицах и во дворах здесь тихо, соседями люди интересуются слабо, в чужую жизнь не лезут. Город выгодно отличается от Махачкалы чистотой улиц: гастарбайтеры из Средней Азии хорошо метут на тротуарах. Попытка пьяного водителя бросить ручную гранату в наряд ДПС может стать самым громким происшествием из криминальной хроники за весь год.
Площадкой для общения жителей и получения необходимой информации служат городские интернет-форумы. Здесь горожане могут позволить себе выплеснуть эмоции, найти единомышленников и дружить против не похожих на себя. На форумах хозяева собак виртуально конфликтуют с теми, кого раздражают собачьи какашки на тротуарах, пешеходы спорят с теми, кто паркуется на тротуарах, сторонники работающих мусоропроводов выступают против возмущенных запахами из мусоропровода и крысами, любители готовить шашлыки во дворах с их ярыми противниками. Последняя тенденция – готовить шашлыки под окнами соседей в январскую стужу – автора строк особенно удивляет.
На праздники в городе устраиваются красочные фейерверки. А на День Победы и День города центральная часть города превращается в один большой дымящийся мангал с ярмаркой. Полезной можно признать практику запрета на продажу алкоголя в эти дни, но далеко не все горожане считают так же. В будние дни продажа алкогольных напитков прекращается после 21.00 (в Москве, если верить правилам, спиртное можно купить до 23.00).
Разумеется, и здесь «коренное» население негативно относится масштабной застройке территории города и росту числа внутренних мигрантов, прибывающих сюда из многих регионов страны. Немало среди таких выходцев с Северного Кавказа. Мем «понаехали тут» применим к ним в первую очередь.
К кавказцам здесь относятся, мягко говоря, настороженно. Во многом такое отношение стало взаимностью в ответ на агрессивное поведение некоторых выходцев с Кавказа. Во многом образ кавказца как бандита формируют СМИ. Поэтому людей, которые не пользуются стереотипами и относятся к каждому конкретному человеку, исходя из его поведения, немного.
Здесь тоже живут разные люди с разными взглядами на жизнь. Пусть реже, но здесь тоже уступают места в общественном транспорте пожилым и беременным. Пусть не каждый, но и здесь найдутся люди, которые подробно объяснят, как найти нужный вам адрес. И совсем не стоит удивляться, когда надпись на стене «Хайль Гитлер!» будет расположена в нескольких шагах от припаркованной машины с лозунгом «Спасибо деду за Победу!».
Кем работать в Железке? Собственных производственных баз здесь немного. Устроиться грузчиком на склад «Спортмастера», продавцом в «Эльдорадо» или официантом в какое-нибудь кафе не так сложно. А вот желающим сидеть на офисном стуле у монитора следует искать работу в Москве. Востребованы услуги свадебных фотографов, таксистов, маникюрщиц и парикмахеров (для людей и для собак), логопедов и детских массажистов. Но самое милое дело в Железке – стать ИП и открыть свою маленькую торговую точку, чем, собственно, и промышляют многие представители южных народов.
Подведём итог. Железнодорожный – город с развитой инфраструктурой и самыми низкими ценами на жильё в Подмосковье, если сравнивать с аналогичными квартирами в других подмосковных городах, а не с вырубленными в лесополосе микрорайонах вдали от благ цивилизации. Экология оставляет желать лучшего. Медицина и образование – тоже. Но цена на метр здесь ниже всех городов ближнего Подмосковья и за полчаса можно доехать до Курского вокзала, а это, в общем-то, центр столицы. И вот эти два плюса перевешивают все остальные минусы.
Я не верю в мир и порядок в Дагестане. И детям своим хочется лучшей судьбы. Поэтому и решил переехать из точки М. в точку Ж.. Но так же, как и многие, хотел бы перебраться отсюда поближе к московскому метро, поликлиникам с лучшими медиками, ухоженным паркам и высоким зарплатам. Так же, как и многие, мечтаю переехать куда-нибудь в Новокосино или, на худой конец, Некрасовку. Сложится так или нет – покажет время.
Комментарии:
11 Дек 2014 в 8:37
Очень интересно и подробно описано, спасибо.
Вот только одного понять не могу, почему многие желают своим детям именно этого ужаса?
Часы времени тратить на перемещение по автодорогам, электричкам, метро и зависеть полностью от них. Жить в муравейниках подобным на фото с платным садиком в центре. И в целом жить в перенаселенной территории, когда любое действие должно быть одобрено тысячами соседей, попутчиков, сотрудников. Яркий пример, к чему все это ведет — Япония (которую статься на сайте). Умрешь на рабочем месте и единсвтенная реакция окружающих будет такая, почему ты не сделал это у себя дома? Только работать помешал.
11 Дек 2014 в 9:49
cotton, замечательно написано! И очень объективно!
11 Дек 2014 в 20:19
Очень интересная, объективная и качественно написанная статья!
12 Дек 2014 в 1:58
Adam, спасибо. Я старался:-)
12 Дек 2014 в 2:00
Несчастные люди, которые переселяются в перенаселенное Подмосковье и еще радуются. Конечно, это не повод жить в Дагестане, но мск — выше моего понимания))
12 Дек 2014 в 2:15
Классно написано. Как на окраине Питера. Все мечтают что туда проведут метро.
13 Дек 2014 в 20:03
Бедный, бедный автор статьи! Жаль его ужасно! Прочитала внимательно описание города и жизни в нём — и захотелось повеситься. Мрак. А человек ещё и радуется жизни. Не знаю, может возраст играет роль (мне уже за 50). Но от одних фотографий становится плохо. Какие-то каменные джунгли, трубы, железки, ухабы, ни цветочка, ничего! И Вы будете там растить детей???
У меня свой дом с садом в Кисловодске. Для меня ад — это, куда Вы переехали. Пока не поздно валите оттуда. Не знаю, почему Дагестан — ад, была там аж 30 лет назад. Но ведь можно было выбрать другое место.
13 Дек 2014 в 22:11
Хорошая и действительно объективная статья! Удачи автору и семье на новом месте!
13 Дек 2014 в 23:02
Поняла Вас, cotton. В любом случае, желаю Вам удачи. Чтобы хватило сил и здоровья добиться всего, что хотите.
14 Дек 2014 в 23:04
Супер, грамотно написано, для недавно приехавшего очень хорошее знание районов и тенденций.
15 Дек 2014 в 0:02
Когда читала, резануло слово «присобачить».
15 Дек 2014 в 0:57
Двадцать лет назад очень хотел поменять трешку на окраине Минска на Подмосковье. Союз развалился, хотелось вернуться на историческую родину. В поисках вариантов обмена объехал и посмотрел квартиры в Голицыно, Долгопрудном, Лобне, Подольске, Балашихе, Домодедово.
Тоже думал о маленькой дочери, где и какое образование она получит.
Но что-то тогда остановило, вероятно вид набитых разными людьми электричек, идущих в столицу и обратно.
Сейчас уверен, что поступил правильно. Рядом с домом в Минске открыли станцию метро, дочь успешно окончила университет, у нее все хорошо. В Москве стараюсь не бывать даже проездом.
В этом году пришлось лететь с пересадкой в Домодедово. Даже не могу подобрать подходящих слов… Просто шок от того, что там увидел. Все, кто как может, деньги «зарабатывают». Говорят они не пахнут. Лично для меня, там живут несчастные люди. А деньги?
«На крышке гроба багажника нет» ©.
15 Дек 2014 в 12:49
Уважаемый cotton, очень Вас огорчу, но нет в Минске своего «Подмосковья»…
Нет такой огромной агломерации и всех транспортных и других проблем, с ней связанных.
В радиусе 40 км всего три небольших городка Дзержинск (24т.чел), Смолевичи (15) и Заславль (14). На фоне 2-х миллионного Минска они как-то теряются.
На работе у нас около 300 человек и только одна девушка приезжает из пригорода.
А еще здесь чистота и порядок, это скорее всего национальная черта, проживающих здесь людей.
Нет такого разделения на бедных и богатых, как в Р. Ф. Нет таких доходов, но и нет всякого жулья и криминала, слетающегося в восточную соседку, как пчелы на мед. Но пчелки то труженицы…
В национальном аэропорту стерильно, как в больнице.
Куда там до него вонючему «Д»
Но каждый сам выбирает, что для него важнее.
Хорошая статья, Вам удачи!
22 Дек 2014 в 6:14
Для начала «ассаламу алейкум» не помешает.
Зарегистрируйся на сайте. Вышлю тебе в личку адрес электропочты.
13 Янв 2015 в 19:08
Прекрасный текст:) Жутковатое описание вашей Железки, и прекрасно вас понимаю, мы тоже выбрали Подмосковье. Оно подальше, чем ваше, зато зелено и красиво.
20 Янв 2015 в 20:55
Кстати, с недавних пор алкоголь стали продавать до 23.00, а не до 21.00, как было прежде. Антикризисные меры, так сказать.
Велкам в Подмосковье, мои маленькие любители коньяка, виски и баккарди:-)
4 Мар 2015 в 19:29
cotton, салам алейкум. По прошествии нескольких лет после переезда, что думаете о Махачкале? Бываете тут? На Ваш взгляд, изменилась ли тут ситуация к лучшем/худшему?
5 Авг 2015 в 13:18
Как житель Железнодорожного могу сказать, что автор очень хорошо описал город, наше восприятие совпадает. Живу на улице Колхозная уже 5 лет, поэтому лучше знаю центральную часть города. Очень радует, что здесь нет новых высотных построек: машину поставить сильной проблемы нет (только ленивые ставят под окнами на тротуар). До станции 10−15 минут пешком, а я работаю в Москве, езжу на скоростной электричке «Спутник». Весной-летом здесь очень зелено и ухожено, очень радует глаз (вот тут у автора не много фотографий, но на интернет ресурсах, о которых говорил автор и я скажу ниже, все это можно найти). Жена в очередном декрете, а сыну почти 3 года. С садиками полного дня проблема, но зато есть возможность водить в муниципальный сад неполного дня (3.5 часа до обеда или после обеда), в который ходим с 2х лет. В хорошую погоду они гуляют на улице, а детям здесь есть, где разгуляться. Очень много на улице и во дворах сказочных фигурок. За нашей детской площадкой внимательно ухаживает УК: дети иногда что-нибудь ломают, но утром уже вижу, как рабочий пытается восстановить сломанное. Частенько жена с сыном ходят в Пестовский парк кормить белок шишками. Очень живое общение между людьми в группе вконтакте «Город Железнодорожный — Московская область», и на желдорском форуме: мы сами отдаем/берем детские вещи/игрушки за символическую плату или фруктами (на маленьких детях хорошая такая экономия), узнаем о каких-то местных мероприятих. Я занимаюсь спортом, очень кстати пришелся новый спортивный компелкс «Орион»: летом можно бегать на стадионе (вечером очень много народу), проходят футбольные мачти между местными командами, есть возможность арендовать минифутбольное поле, баскетболую плоладку, теннисный корт; зимой можно походить в бассейн (даже в группы для совсем маленьких!), тренажерный зал, минифутбольное поле превращается в хоккейную коробку, где можно кататься на коньках (цена низкие, за льдом следят). Очень много секций для детей, но и для взрослых тоже можно найти, если не в «Орионе», то в другом месте: на заметке у меня имеется клуб «Богатырь». С больницами ситуация не лучше, чем в регионах: обращались с ребенком в детскую больницу не раз (запись возможна через интернет), вызывали скорую, жена с больным ребенком лежала и одна на сохранении в центральной больнице, — обслуживание удовлетворительное, но иногда обращаемся в местные частные клиники, если по отзывам к бесплатному врачу идти не хочется. Но ведь рядом есть Москва, при желании можно найти нужного специалиста, но уже платно или по расширенной страховке. В местный роддом уже не надеемся успеть, хотя должен заработать в ближайшее время. А мест в соседней Балашихе (на сегодняшний день Железнодорожный является районом Балашихи) может не оказаться, жене уже пришлось рожать в Электростали первого ребенка.
Без минусов никак, ведь я оказался на этом сайте. Про воду и неприятные запахи автор сказал (возможно, здесь в центральной части они чувствуются реже, например, сегодня ночью похоже опять что-то жгли, но до этого случая я не припоминаю точной даты). Если с водой проблема решается фильтрами и покупкой питевой воды из специальных автоматов, то с экологией своими силами справится не получится. Сам я вырос в городке расположенном в лесу, вот такой чистой природы мне и не хватает, а здесь до подобных мест надо ехать через пробки вместе с дачниками, вопрос решаемый, но время в дороге и так много провожу в будни. Это следующий минус, 3 часа в будний день уходит на дорогу. Это время можно сократить до 2 часов, выбрав другое место, для программиста это легко, но уже встает необходимость в расширении жилой площади, а это значит, что после закрытия текущего ипотечного кредита придется браться за следующий, выбрав место уже с запада от Москвы (здесь почище, но и жилье подороже), а уже бывают мысли о даче (опять кредит? опять пробки?) И все же хочется проводить с семьей в будние дни больше времени, хотя пробки до работы сейчас практически по всех городах, но я думаю что найду компромисс.
Правильно было сказано, что город развивается, как и многие города МО, но жилье здесь дешевле. Для моей молодой семьи это хорошая стартовая площадка, ведь продав здесь свою однушку можно рассчитывать на хорошую 3-ку, но уже не в мегаполисе.
2 Дек 2015 в 2:21
Я только увидел фотографии в начале темы и сразу узнал… это Железка))). Автором все описано четко, верно и самое главное без преувеличения, приукрашивания или на оборот «опускания»!!! Железнодорожный славный городок, комфортный для проживания! В плане транспортной доступности Мск рядом, от Железнодорожного до конечки Москва-Курская 40 минут на электричке, 3 минуты и ты в метро, очень удобно и быстро по меркам Москвы! Люди ездят и дальше, за Железку, Электроугли, Петушки и т.п. и это каждый день! Так что Железнодорожный совсем рядом от МКАДа. Я добирался до работы за 1,5 часа, время отчета от подъезда дома, до двери работы (жил пересечение Пионерской\Колхозной). Мне даже завидовали москвичи, которые по Москве добирались от 2 часов. Электрички в час пик забиты от и до, но эта беда во всех направлениях от Москвы и к Москве, в зависимости от времени суток. Но много есть тех, кто ни за что не хочет спускаться в метро и ездить на электричках и автобусах. Ездят на своем транспорте в Мск, в час пик… по Носовихинскому шоссе ооочень затруднено движение, но такая ситуация почти везде. Носовихинское шоссе не расширят, проблема в близ расположенных домах вдоль шоссе. Так что на авто намного дольше до Мск
В городе достаточно зелени, плюс парки и скверы, где гуляют очень много мам с детьми! Кстати, столько детей дошкольного возраста я ни где не видел, именно такое количество гулящих или играющих на детских площадках под присмотром старших. Много младенцев в колясках, так же гуляющих по скверам и паркам. Это сразу бросается в глаза и наводит на мысль, что высокая рождаемость в регионе, а значит условия проживания благоприятные, раз столько благоприятных факторов, соответственно и зарплат должны быть не минимум. Потому как мало кто решится на неопределенность и т.п. Для меня это не привычно было, я тоже приезжий из Казахстана и у нас есть конечно детвора, но не в таких количествах))). Про экологию особо не скажу, как-то не ощущал ни смога ни посторонних запахов в воздухе.
Далее что вижу на улицах, это чистота, если осень, листья метут в скверах и во дворах, если зима, дороги чистые, во дворах посыпано солью или реагентом. Многие дворы где я был, полностью заасфальтированы. Клумбы ухожены. Детские площадки, построены современными материалами с резиновым напольным покрытием, намек на советские «городки», даже близко не похожи. Места отдыха в плане пикника и пожарить шашлыков, можно даже организовать не садясь в машину для выезда за город, мы ходили не далеко (тем кто знает), буквально от станции города километра 2−3 и мы уже в березовом лесу, на берегу озера. Отдыхающих было много, по мимо нас, так как это были сентябрьские теплые выходные))). В плане купить продукты от повседневной потребительской корзины до например красной икры, проблем нет, все это в шаговой доступности в любом районе города. Вкусно перекусить или хорошо посидеть тоже проблем нет, ну может изысканная молодежь захочет мега развлекаловки, так тоже пожалуйста Москва рядом))).
Что касается людей, я бы не сказал… или по крайней мере мне не попадались хамы, быдло и им подомные. Большинство россиян почему-то уверены что в Москве, а значит и в Железнодорожном и в Подмосковье люди хмурые загруженные грубые и хамы… нет это не так!!! Вполне обычные, адекватные люди, немного суетливые и спешащие на работу\с работы, ну что говорить почти Москва и работают почти все в Москве, наверное процентов 70 это точно. Если обратится с вопросом «как пройти» или «как найти» всегда был получен нормальный ответ, такого что б мне не ответили или «прошипели» не остановившись, не было! Кста, о безопасности, только в Железнодорожном я мог возвращаться с работы к 10 вечера зимой (а уже темно), в наушниках слушая музыку, не опасаясь получить по голове сзади и остаться без мобильного и денег))). Я из Казахстана, так в «ушах» ночью бы не пошел))). Что касается, там лиц кавказкой национальности или азиатов, толпами, то я как сам прибывший из бывшей республики Советского Союза, не замечал. По крайней мере мне глаза ни кто не мозолил, как многие об этом говорят или пытаются заострить эту не кому не нужную тему!!! Дворники во дворах почти все таджики, мало кто… да ни кто из местного населения не пойдет мести дворы и убирать улицы. У нас во дворе дворник с раннего утра уже на ногах и летом и зимой, или метет или чистит снег! Я с ним всегда здоровался Ассалам Аллейкум уважаемый и всегда в ответ Уалейкум Ассалам добрый человек! Это нормальные люди, не нужно шарахаться от них!
Много любителей собак… вечно выгуливающие их на улице, меня немного бывало настораживало или напрягало, когда песик бегает без поводка и намордника, а хозяин стоит в сторонке. А это например доберман. Как бы хозяин не далеко, но тем не менее собака успеет укусить или подрать штанцы))), но такого тоже не было, для Москвы и Подмосковья это нормально, мы и собаки!
И потом, многие пишут, что «да не за что в Москву» или «Москва это вечная пробка, надо жить в деревне или тихом городе», может это и так… но есть две категории, те кто здесь чувствует себя комфортно и те кого все это душит! Так зачем спорить и настаивать что лучше, а что хуже, каждый для себя выбрал сам, то что «его», по крайней мере, на данное время!
Вот как-то так, коротко, в поддержку темы автора. Мне конечно есть с чем сравнивать, я порядком где был и жил. Сейчас так получилось что я уехал из Железнодорожного и живу в другом регионе РФ с населением города 340тыс, рядом в 30км город миллионник. И поверьте друзья, я каждый день мечтаю о том когда снова переберусь в Железнодорожный!!! Сейчас все ближнее Подмосковье в новостройках, в хорошем состоянии дороги, инфраструктура, зарплаты да все… это не далекие 90е годы, когда была разруха! А во многих, даже больших городах, картина печальна…
Не знаю… в общем кому как, а мне Москва и Подмосковье очень нравится, не смотря на дороговизну и транспортные не удобства! Главное наверное с каким настроем приехал, если с позитивным как у автора COTTONа, то все получится, дела пойдут в гору!!! …если с мрачным «грустным» настроением… лучше остаться дома!
Единственный минус для меня… мне катастрофически не хватало друзей и знакомых, общения, за этим я тосковал, где ты ж ты был автор раньше, думаю мы бы нашли общий язык и дружеские темы!!!
24 Май 2016 в 23:30
Подпишусь под каждым словом. Объективный отзыв, ничего лишнего. Живем тут с 2011 года, живем в новостройке, работаем в Москве. Хотелось бы найти нормальную работу в городе, но её нет. Ездить далеко и тяжело, ну, а куда деться. Одна детская поликлиника на весь город, к специалистам прорваться очень и очень трудно. Город так и не стал родным, но он совсем не плох, если есть с чем сравнить. А вообще, лично на своём опыте скажу, где родился, там и пригодился. Мне очень не хватает друзей, досуга, свободного времени. Я трачу 4 часа в день на дорогу, прихожу домой, готовлю ужин, глажу вещи детям и себе, и падаю. Подъем в 5 утра. Хочется ходить на фитнес, в бассейн, но не хватает ни времени, ни сил. Но назад, на малую родину дороги нет, а Железка не самый плохой вариант, у какого города нет недостатков
10 Авг 2016 в 22:58
cotton, было интересно прочитать Вашу статью. Из критики (точнее особенностей) можно лишь выделить то что о деньгах (конкретных цифрах) много писали. Хотя наверно кавказские народы их хорошо умеют считать)))
Такой у меня вопросик. А вот когда Вы приехали в Подмосковье и оказались в Москве, как Вам люди как Вам этот социум.
Ведь здесь нету такого гостеприимства, здесь нет такой дружбы, нет того общения как в Дагестане, нет тех простых и теплых людей, а только люди углубленные в айфоны и каждый сам за себя.
холодное общение, эмансипированные женщины, тв и передачи с обсуждением всей поднаготной кто с кем и сколько.
В Дагестане сейчас конечно не лучшие времена, но наверное по переезду пришлось долго к этому привыкать?
11 Авг 2016 в 10:30
Спасибо, Denis. Конкретика цен поможет другим рассчитать свои силы и оценить свои возможности. Сейчас, в принципе, кризис вернул цены недвиги на уровень 2012 года.
«Здесь» вам не «там», конечно. Но привыкание не было таким мучительным. Про отличия не расскажешь в двух словах и даже в двух абзацах. Как-нибудь улучу свободных полчасика и отвечу подробно на ваш вопрос о социуме.
13 Авг 2016 в 7:00
Хороший рассказ, хороший слог. Cotton, а стремились только к Мск? Не рассматривали Кубань, пригороды Краснодара? За эту сумму тогда, да и сейчас, можно купить-построить дом. Нормальный климат, долгое лето.
13 Авг 2016 в 7:23
Как говорят. Denis,»это -Москва, детка!»©.Сюда едут зарабатывать и прорываться. Отсюда-цепкие зубы и всё прилагаемое.
А Москвичи радушные и гостеприимные люди. Квартирный вопрос испортил не всех.
Кто не может ассимилироваться и слиться с огромным городом-живет как и на малой Родине-кланово и закрыто, стараясь селиться рядом с земляками.
9 Фев 2017 в 22:04
Не)) ну красавчик, чо. Очень здорово написано и информативно))). Насчет ада в Дагестане, загнул трошки, это вы не были на наших монгольских окраинах где нить в забайкалье, где у местного населения без мата только предлоги, причем по русски не говорят ваапче, а это знают, а, до областного центра совсем недалеко… два дня на поезде.
10 Фев 2017 в 10:49
Кстати, снова цены немножко упали в Железке, и никак не поднимутся. Реально взять сейчас на начальном этапе строительства однушку (где-то даже с отделкой в пакете) за 2,4 — 2,6 млн рублей.
10 Фев 2017 в 22:15
Ну, а Вы хоть про Дагестан то расскажите, наверное те теплые радушные люди, свои люди, и еда вкусная не то что в Железке — супермаркетовская, и жизнь не та что в жел-дор: Работа (Москва) — пробки- квартира. Там то как все протекает?
14 Фев 2018 в 12:03
КАК ПРИЯТНО ЧИТАТЬ ДАГЕСТАНЦА, КОТОРЫЙ ПИШЕТ ГРАМОТНО, ДЕЛЬНО, ЧЕТКО)))) ОТЛИЧНЫЙ СЛОГ!)))