Переезд из Петербурга в Кисловодск

Пролог

Курортный бульвар в Кисловодске

Курортный бульвар в Кисловодске

Я — коренная петербурженка, мне 48 лет. Всю жизнь прожила в северной столице и даже не думала куда-то переезжать. Здесь похоронены мои родные, прошла вся юность и вообще, Петербург это «моё всё».

Всё началось с того, что два года назад я потеряла очень близкого человека. Был ноябрь, в Петербурге этот месяц и в лучшие времена не располагает к душевному и погодному теплу, а тут началась какая-то тотальная депрессия. И вот, как-то вечером, сидя на диване, я просматривала семейные альбомы и наткнулась на старое фото моих бабушки и дедушки. Чёрно-белое фото. Они стоят на фоне огромных кипарисов и туй, ярко светит солнце, а за спиной у них цветочные часы. И лица у них такие, каких уже не встретишь. Запечатленное время ушедшей навсегда эпохи. Внизу сбоку на снимке была изображён орёл и надпись «Кисловодск.1957 г.» Моей маме тогда было 20 лет, меня ещё не было на свете, ещё всё было впереди.

Кому-то это покажется смешным, но мне, уже очень взрослому человеку, по-детски захотелось попасть туда, в это фото — оказаться внезапно в лете, в отдыхе, среди рододендронов и магнолии. Это старая фотография стала каким-то символом безмятежного Счастья и Тепла. Очень захотелось в него попасть. Хотя бы попытаться туда доехать. Дотянуться рукой до Луны. Теперь я знаю точно, если очень постараться, это возможно.  Спустя полгода, в мае,  я уже фотографировалась на фоне цветочных часов в Курортном парке Кисловодска, среди по-прежнему больших туй и кипарисов, неизменного солнца и жадно трескающих орехи белок.  Квартира в Петербурге была продана, а я стала владелицей небольшого домика с садом и бассейном в двух шагах от Курортного парка Кисловодска.  Но обо всём по порядку.

Один из кисловодских отелей

Один из кисловодских отелей

Глава первая. Знакомство

Я приехала в Кисловодск впервые два года назад в апреле, на пять дней. Просто посмотреть, что это за город. Особых надежд не было. Мечта это одно, а реальность совсем другое. Удивительно, но случилась любовь с первого взгляда. Кисловодск встретил меня сразу всем – солнцем утром, прохладой вечером и дождём ночью. Первое, что поражает, это то, что город как бы высечен в горах. Это трудно объяснить, надо видеть. Многоярусность, многоступенчатость. Обилие зелени – хвойные деревья, магнолии и рододендроны и какая-то ещё южная экзотика.  Как написано в справочнике Кисловодск расположен на той же широте, что и Южный Берег Крыма, Северная Италия и Южная Франция.

Кисловодск – это прежде всего, чудесный парк и вообще природа. Думаю, это главное в этом городе. Чистый воздух, тишина и пение птиц, белки, самые разные виды растительности. Горы, ущелья, скалы. Много воды — речки, каналы, нарзанные бюветы. Богатейшая история и культура – Ермолов, Воронцов, Пушкин, Лермонтов, Рахманинов, Шаляпин,  Ярошенко.

Кисловодск – это потрясающая архитектура. Ничего общего с имперским Петербургом или базарной Москвой. Город —  не декорация. Он строился для комфортной, «дачной» жизни на природе и водах, такой своеобразный «наш ответ Карловым Варам и Баден-Бадену». Дома невысокие с балкончиками-террасами, балюстрадами и виноградниками. Много белого цвета в архитектуре, в сочетании с ярко-голубым небом и сочной зеленью туй и можжевельников, чем-то напоминает Севилью и Гранаду. Черепичные крыши, невысокие каменные дома с внутренними двориками, выложенные изразцами полы, фонтаны в центре патио. В Кисловодске нет настроения работать, город предрасполагает к отдыху и расслаблению.

Три балкона

Три балкона

Сам город я разделяю на три района. Первый – административный центр. Широкие чистые улицы, памятники, мемориалы, голубые ели как у кремлёвской стены, Вечный огонь. Второй район – курортный (исторический) центр. Колоннада, Нарзанная галерея, Курортный бульвар, кафешки и ресторанчики, сувенирные и антикварные лавки, толпы торговцев и туристов, выставочные залы, отели и санатории. Здесь же находится железнодорожный вокзал. Прибывая в город на поезде, сразу оказываешься в центре города, в самой «толкучке». Третий район – богема. Олигархи, тишина, редкие автомобили, шлагбаумы, особняки, почти нет прохожих. Местные прозвали этот район «Санта-Барбара», стоимость домов здесь начинается от 15 млн.рублей. Главная достопримечательность – особняк Брынцалова (теперь уже говорят, что его перекупил А. Починок), действительно красивый, бывший особняк Матильды Кшесинской, он же «Усадьба Твалчрелидзе». Здесь же недалеко очень уютный и милый дом-музей Шаляпина, сохранивший черты модерна.

Лестница в небо

Лестница в небо

Кстати, неподалёку расположен пансионат «Шаляпин», стильное и недорогое (1900 руб за одноместный номер с завтраком) заведение. Номеров мало, всегда тихо. Здание пансионата расположено на горе, недалеко от пансионата «Скала» и в 5 минутах ходьбы от ж/д вокзала, сверху открывается чудесный вид на город. Всем рекомендую, если вдруг будете искать, где остановиться.

Как и во всяком городе, есть ещё и окраины, новые районы, но они не ярко выражены и немногочисленны по количеству домов. Но, давайте, всё-таки, по порядку.

С утра в нарзанной

С утра в нарзанной

Глава вторая. Город

Пожалуй, первое, что приходит в голову при упоминании Кисловодска, это солнце. Оно очень яркое, и вообще, все цвета необыкновенно насыщенные. Ярко-голубое небо, сочная зелень листвы, бело-чёрно-серые камни, (весь город словно высечен в скальных породах), медового цвета песчаник. Цвета нереально яркие. Чистота. На улицах в центре города мусора не видно.

Небо Кисловодска

Небо Кисловодска 

Второе, что удивляет, это сохранившаяся воспитанность и уважение к старшим. В транспорте все уступают места, в очередях стоят спокойно, никто не лезет без очереди.

Третья отличительная черта города – отсутствие пьяных и бомжей на улицах. Посмотрите на Петербург вечером у ларьков и магазинов – и вы поймёте о чём я.

Население Кисловодска – 130 тысяч человек. В Кисловодске живут многочисленные представители казачества, много русских,  много армян и коренных жителей этих мест карачаевцев. Есть дагестанцы, грузины, чеченцы. Практически нет азербайджанцев и выходцев из Средней Азии. Пока ещё нет китайцев. Сразу хочу подчеркнуть, что пресловутого «засилья кавказцев» я, прожив здесь уже два года, так и не почувствовала. Да, конечно, они есть, что вполне объяснимо, это ведь Кавказские Минеральные Воды.  Живут здесь дружно, на моей улице только частные дома среднего класса. Мои соседи – русские, грузины, карачаевцы, бывшие москвичи и сибиряки. Свадьбы и поминки – всё за одним большим столом. Столы и стулья выносятся на улицу и приходят все. Я такое видела только в старых советских фильмах про деревню. После «застёгнутого на все пуговицы» Петербурга мне было очень тяжело перестраивать сознание. И вообще, люди здесь душевные – помогут, подскажут, доведут.  Но я отвлеклась.

Берёзовская

Берёзовская

Кисловодск  — маленький город. Пройти пешком 15 минут – подвиг всесоюзного значения. Проехал на автобусе минут 10 – и ты уже за городом. Опоздать никуда не возможно. Даже если очень захотеть. Автобусы ходят регулярно, проезд 12 рублей, пробок нет. Оплата при выходе. Единственный минус – весь городской транспорт, кроме такси, заканчивает работу часам к восьми вечера.

Архитектура. Если говорить одним словом – она уютная. Дома строились и строятся ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Никакой помпезности, никаких высоток и небоскрёбов. Преимущественно каменные и кирпичные дома. Дерева практически нет. 75% домов – частный сектор. Площадь домов до 100 кв.м., обязательно с внутренним двориком, с навесом, увитым виноградом. Много старых домов, двух-трёхэтажных на 5-6 семей, с общим двориком и очаровательными балкончиками. Я бы сказала, что основной стиль в архитектуре это модерн начала прошлого века с лёгким южным оттенком. Центральные улицы города широкие, пешеходные, выложенные красно-белой плиткой, с фонтанами и клумбами. Боковые улочки узкие и кривые, вымощенные брусчаткой, со свисающими до земли ветвями деревьев, так что иногда и не пройти.

Отдельная тема – курортный парк. Он замечательный, со множеством скамеек и мест отдыха, с памятниками, фонтанами, белками, фазанами, павлинами и всеми прочими атрибутами. Парк – лечебный, терренкуры. Хотя, по-моему, нет необходимости ради лечебной ходьбы приходить в парк. Сам город один сплошной терренкур. Это не просто слова. Ходить по городу очень непросто. Постоянные перепады высот, то подъёмы, иногда довольно крутые, то спуски, то мостики, то лестницы, ведущие непонятно куда. Город многоуровневый. Над одним домом другой, над ним третий, и так до самых гор, последний задевает крышей небо.

Санатории расположены в парковой зоне, среди зелени. Почти все санатории это бывшие дачи богатых жителей царского периода. Поэтому здания санаториев и окружающая территория – просто сказочные.

Город в горах

Город в горах

Провинциальность города весьма относительная. Скорее со знаком плюс, чем со знаком минус. Какой-то особый шарм. Почему относительная объясню. Во-первых, присутствуют все атрибуты столичного города: памятник Ленину, центральная площадь, сетевые магазины, стадион, универсамы, университеты, колледжи, школы, дома культуры и библиотеки, велотреки, дорогие и дешёвые рестораны и кафе, магазины французской косметики и брендовые бутики, и Бог знает, что ещё делает город столичным. Практически любой товар из Петербурга и Москвы можно найти на прилавках, от продуктового до промтоварного. Пресса, операторы сотовой связи, спутниковое телевидение, ж/д вокзал и аэропорт. Лично я, приехав из Петербурга, никакого дискомфорта не почувствовала. Язык родной, всё родное и даже редчайший сорт кофе, который в Петербурге продают только в двух местах по предварительному заказу, здесь свободно продаётся в крупном супермаркете «Глобус» (центральный универсам города) и на рынке, только на 30 рублей дешевле.

Рынок

Рынок Кисловодска – это песня. О нём можно писать страницы. Не потому, что он огромный и войдя через центральный вход, можно часа два искать выход, а выйдя оказаться вообще на другом конце города. Рынок огромный и, как и весь Кисловодск, многоярусный. Первый ярус – мясо, свежайшее. Много баранины и телятины. Стерильная чистота и контрольные весы. Нет назойливости. Второй центральный ярус – рыба. Третий – овощи. Четвёртый – сыры, колбасы и т.д. Пятый боковой ярус – специи, 21 ряд прилавков, большинство названий я не знаю, третий боковой ярус – сладости, никогда не ухожу без покупки. Второй левый ярус – блошиные ряды (конечно, уступают Удельному блошиному рынку в Петербурге, но всё же). Второй правый ярус – бараньи шкуры, текстиль, одежда.

Фонтан

 

Я влюбилась в эти бараньи шкуры, у меня их уже четыре. Они невероятно тёплые, вкусно пахнут молоком, их можно кидать на лавки, на диваны, под ноги, ими можно накрываться. Лёгкие, как пух и тёплые, как печка.

Первый ярус налево семь ступенек наверх – молочные ряды. Творог, сыры, сметана и айраны-кумысы – всё домашнее. Есть ещё ряды – чай и кофе, есть хозяйственные товары, есть какие-то дворы внутри и рядом с рынком , где всё для автомобилистов, садоводов, и прочих категорий граждан. Посещение рынка входит во все путеводители, как обязательный пункт. В субботу и воскресенье – столпотворение, в понедельник – выходной.

Минусы Кисловодска. Их два

Первый минус – здесь нет моря. До него надо ехать на машине или автобусе 5-6 часов или на поезде одну ночь. И вообще с купанием здесь плохо. Было озеро, его высушили, продали кому-то, теперь оно зарастает мхом. По последним сведениям город выкупил озеро и пытается привести его в нормальный вид, дно уже почистили, планируют к летнему сезону 2013 открыть его для посещения. Есть много рек, но купаться в них сложно, хотя местные жители умудряются делать запруды и в них барахтаться. Единственная компенсация – наличие домашних бассейнов.

Второй минус – отсюда тяжело уезжать, какую-то часть души город забирает в оплату за своё гостеприимство и эта часть будет всё время ныть и звать обратно. Каждый раз перед отъездом по работе в Петербург я иду в Свято-Никольский Собор, потом обхожу свои любимые места, как бы прощаюсь с ними, потом посижу на скамейке в парке, подышу лечебным воздухом, а потом медленно иду на вокзал. На сердце бывает очень тяжело, хочется плакать при мысли, что не дай Бог, больше не увижу, не посижу, не подышу. Сколько раз я возвращалась из разных мест, не менее красивых и интересных, но такого чувства не было. Потому, что Кисловодск становится родным городом, Домом, отпускающем тебя на время, куда-то далеко, но всегда ждущим обратно, и завтра, и через год, и через тысячу лет…

Мой вертикальный сад

Мой вертикальный сад

Глава третья. Дом

Так уж получилось, что Судьба свела меня с одной ленинградской семьёй по фамилии Гусевы. Детей в семье было шестеро, сейчас осталось пятеро – два брата и три сестры: Юрий, Игорь, Елена, Ирина и Галина. Всем им сейчас уже далеко за 50. Впервые мы встретились несколько лет назад. Мы ещё этого не знали, но уже тогда всё было предрешено. Их домик в Кисловодске был предназначен мне судьбой. Строил дом Юрий Иванович Гусев, известный косторез, художник и скульптор, прошедший непростой путь от Якутии, Магадана, Москвы и Петербурга, и осевший в Кисловодске.

Юрий Иванович – уникальная личность, ходячая энциклопедия, человек с золотыми руками, чьи изделия из кости находятся в музеях мира и частных коллекциях, а знаменитый «Парусник» из кости мамонта выставлен в постоянной экспозиции на ВДНХ. Я не много знаю косторезов,  которых приглашали бы в Японию с персональной выставкой. Но талант это ещё не всё. Юрий Иванович глубоко порядочный человек, осколок  той эпохи, когда честность, труд и талант, преданность своему делу считались главными достоинствами человека. Юрия Ивановича много раз несправедливо обижали, не выпуская из страны на выставки его же произведений, не давали полностью раскрыть свои возможности. Всего приходилось достигать через огромные препятствия и препоны, чинимые мерзавцами от культуры. Пройдя такой тернистый путь, человек не утратил ни оптимизма, ни любви к людям, ни жажды жизни. Даже сейчас, будучи очень немолодым и почти ослепшим, Юрий Иванович продолжает творить, всегда что-то делает руками, практически на ощупь. Вот таким человеком и построен мой дом. Четыре года назад дом был полностью реконструирован «на современный евроремонтный» лад, но до сих пор несёт  энергетику своего прежнего хозяина, отпечаток его таланта и усердия. Каждый камень и камешек, каждое растение – всё освещено его светом. В своё время, живя в этом доме со своей супругой, Юрий Иванович держал кур, у него было большое хозяйство с загонами для скотины, поилками и прочими вещами. По вечерам он сидел в Китайской беседке, выстроенной по его эскизам его же руками, что-то вытачивал из кости, а рядом тихо кудахтали несушки, гордо вышагивали петухи и павлины, мычали козы, бесились коты и мирно посапывал любимый пёс. С годами вести большое хозяйство двум старикам было уже не под силу и они, продав мне свой домик, переехали в квартиру, в центре Кисловодска. Очень стыдно, но я иногда забываю им звонить, хотя и люблю их как своих родных.

Дом построен из местного камня,  стоит он на осколке большой доисторической скалы, само здание довольно простое по форме и небольшое по размерам. Это, кстати, характерная черта для всех домов Кисловодска. Никому не придёт в голову строить огромные дома для семьи из двух-трёх человек. Даже если пространство и средства это позволяют. А вот сад очень необычный. Входная часть – первый уровень, улица. Потом второй уровень, пять ступенек наверх –летний домик, скамейка, яблоня и груша. Потом третий уровень, ещё семь ступенек наверх – вход в дом, патио, Китайская беседка на подиуме, бассейн. Потом ещё 15 ступенек наверх и направо – мансарда. А дальше —  каменная лестница, ведущая в гору. В этой горе «выдолблено» вручную много уровней (работа заняла три года). На каждом из них руками Мастера выложены из камня и ракушечника «карманы» для цветов. Получается такой террасный многоуровневый вертикальный сад. Примерно посередине – фигура Пеликена – автограф Ю.И.Гусева, высеченный из скалы. Пеликен —  домашнее божество у северных народов, оберёг, хранитель дома. Интересно, что выражение каменного  лица Пеликена иногда меняется. Если честно, я его немного побаиваюсь.

Эпилог

Вот уже два года я живу в Кисловодске и ни разу не пожалела о своём переезде. Довольно часто приходится по работе и семейным делам ездить в Петербург, так что  и с родным городом я связей не теряю. Всем, кто хотел бы переехать, я могу сказать одно – не бойтесь сделать шаг, даже если у вас большая семья, дети, работа и очень много других “якорей”. Нужно только хорошо всё обдумать и обязательно приехать и “примерить” на себя новое место. Походить, подышать, остановиться ненадолго. Вы сразу почувствуете – ваше это или нет. И, конечно, как писал Коэльо, важно уметь читать знаки, которые нам посылает Судьба. Удачи всем!