Переезд из Саратова в Ханты-Мансийский автономный округ

Я хочу рассказать историю своего личного «кочевания» из жаркого степного Саратова в далекий заснеженный городок, расположенный на севере Ханты-Мансийского округа. Для кого-то постоянные переезды из одного места в другое являются воплощением романтики и разнообразия в жизни, но для нашей семьи это стало вынужденной мерой, которая, как мы не зря надеялись, изменила все наше существование к лучшему.

Сложности жизни в Саратове

Мы с мужем познакомились в университете, где я училась на историческом факультете, а он на юридическом. Закончив обучение, мы решили пожениться, и единственной проблемой был так актуальный у современной молодежи квартирный вопрос. Сергей приехал в Саратов из небольшого районного поселка, а я с родителями жила в небольшой двушке, в которой и втроем-то было тесно, не говоря о том, чтобы комфортно разместиться там двумя семьями. Поэтому на семейном консилиуме было принято решение снимать нам квартиру. Аренду жилья на первое время согласились оплачивать родители мужа.

Я устроилась преподавателем истории в колледж, а муж пошел работать в милицию дознавателем. Заработная плата и у него, и у меня была просто смешной, особенно в то время, пока мы проходили стажировку. Мы относились к финансовым проблемам с юмором, нам и тратить особо было не на что. Я с удовольствием преподавала любимый предмет подросткам, а муж почти безвылазно находился на работе, часто приходя домой только переночевать. Мы были молоды, влюблены, и все тяготы взрослой жизни были нам в новинку.

Все изменилось, когда я забеременела и ушла в декрет. Нам пришлось жить на одну зарплату, и денег стало не хватать, особенно остро это почувствовалось, когда мы стали собирать приданое для малыша. Мне хотелось, чтобы у моего сына было все самое лучшее, но мы могли позволить себе самые простые и дешевые кроватку и коляску. Когда родился ребенок, мы пережили настоящую семейную идиллию, нас было трое, и в целом мире не было никого счастливее нас. Но уже совсем скоро бытовые проблемы дали о себе знать.

Сын был искусственником, и приходилось постоянно покупать ему дорогую молочную смесь, так как того количества, которое выдавали на детской кухне, катастрофически не хватало. К тому же нам пришлось переехать на более дорогую квартиру, которая была расположена недалеко от работы мужа. К тому времени он уже стал заместителем начальника отделения дознания, но ощутимой прибавки к зарплате это не принесло. Зато на службе он стал задерживаться еще чаще, постоянные отчеты и командировки выматывали его, а я практически целыми днями сидела одна с ребенком.

Жили мы на девятом этаже, лифт в доме не работал, поэтому выйти на прогулку с коляской было очень проблематично, чаще всего сын спал на балконе. На все лето в городе отключали горячую воду, из-за чего приходилось бесконечно греть огромные кастрюли с водой. В магазин выйти я тоже не могла, помогала мама, иногда приезжая с необходимыми продуктами к нам в гости, но это было нечасто, так как она тоже работала.

Когда поздно вечером муж возвращался домой, я, уставшая и растрепанная, набрасывалась на него с претензиями, что он совсем мне не помогает и зарабатывает мало денег. Он сдерживал себя, но иногда срывался, и мы сильно ссорились. Отношения ухудшились, не зря ведь говорят, что тем, кто не развелся в декретный период, можно поставить памятник.

Нашему сыну через четыре месяца должно было исполниться три года, а мест в детских садах не было. Чтобы устроить ребенка в приличное заведение, нужно было оказать «материальную помощь» садику в размере 50-70 тысяч рублей. Естественно, мы такими средствами не располагали, и мне казалось, что ситуация безвыходная.

Принятие сложного решения и подготовка к переезду

И вот, однажды вечером муж, придя с работы, сказал, что встретился с одноклассником, который сразу после школы вместе с родителями уехал на север, в Ханты-Мансийск. Они разговорились о том, как у каждого из них сложилась жизнь. Оказалось, что этот бывший одноклассник занимает хорошее место в городской администрации. Послушав рассказ моего мужа о нашей непростой ситуации и множестве проблем, приятель предложил ему перебраться в Ханты-Мансийск, пояснив, что у него есть хорошие связи в местном УВД, куда он сможет устроить мужа.

Сергей всерьез задумался за это предложение, так как ему очень понравились перспективы, нарисованные другом. Тот поведал о прелестях северной жизни, о больших зарплатах, об очень выгодных условиях выдачи кредитов на жилье, о великолепной социальной политике, благодаря которой дети стопроцентно обеспечены местами в детских садах. Больше всего мужа обрадовала перспектива раннего выхода на пенсию, ведь сотрудникам полиции, работающим в условиях севера, год службы засчитывался за полтора.

Сначала я и слышать не хотела о переезде, так как было очень страшно менять уже ставший привычным уклад жизни, да и родители были категорически против, не желая отпускать нас так далеко. Но чем больше мы обсуждали с мужем эту тему, тем сильнее я понимала, что по большому счету нас ничего не держало в Саратове. Собственной квартиры не было, ребенок не устроен, работа не приносит нормального дохода. Я радовалась, если могла купить себе новые туфли, а о такой роскоши как шуба оставалось только мечтать. И самое главное, что перевесило чашу весов в пользу поездки в Ханты-Мансийск, — это осознание того, что нет практически никакой надежды, что наша жизнь изменится к лучшему. Поэтому мы все же решили рискнуть.

Сергей уехал первым, так как нужно было обосноваться на новом рабочем месте и подобрать подходящее для семьи жилье, он оформил перевод из саратовского ОВД и устроился на такую же должность в Ханты-Мансийске. На первое время он остановился у своего одноклассника, который как раз был в это время в отпуске. Муж звонил и с восторгом рассказывал, как там все красиво, какие яркие аккуратные дома построены, какая чистота на улицах. Я предвкушала, как замечательно мы будем жить в этой «маленькой Швейцарии», как город называли местные жители.

Но спустя две недели Сергей позвонил и расстроенным голосом сообщил, что ему предложили продвижение по службе, но для этого нужно ехать еще дальше — в маленький провинциальный городок со странным названием Белоярский. Судя по карте России, которую я кинулась изучать, этот населенный пункт находился на самом севере Ханты-Мансийского автономного округа, практически на границе с Ямало-Ненецким АО. В голове сразу стали возникать удручающие картины: полярные ночи, длящиеся по полгода, снег по колено и медведи, которые бродят чуть ли не по улицам города. Поэтому ехать так далеко я наотрез отказалась. Муж в телефонном разговоре объяснял, что ему не оставили выбора, он обязан был принять это предложение. Мы очень сильно поссорились, я кричала, чтобы он ехал один, а мы с сыном и здесь проживем, он что-то отвечал, и мы друг друга не слышали, или не желали слышать.

Не разговаривали мы целую неделю, пока ко мне не приехала мама и не вправила мозги, сказав, что семья важнее всего, ребенку нужен отец и будет крайне глупо разрушать отношения из-за таких недопониманий. В общем, скрепя сердце, я дала согласие на переезд. Муж очень быстро, в течение двух недель оформил все необходимые документы и отправился на разведку.

Судя по телефонным разговорам, Белоярский оказался небольшим, спокойным и благоустроенным городом. В подробности Сергей не вдавался, и это меня немного настораживало, я думала, что там все ужасно, а он просто не хочет меня расстраивать. И вот, устроившись на новом месте, муж взял месяц отпуска и приехал к нам. Как раз перед его отъездом случилось очень радостное событие — нам выделили служебную квартиру, пусть и однокомнатную. Я не могла поверить такому счастью, ведь в Саратове милиционерам с трудом можно было выпросить хотя бы комнату в общежитии, а уж об отдельной жилплощади и говорить не приходилось.

Приехал Сергей. Когда сынишка с радостным смехом бросился ему на шею, я подумала, какая же была глупая, что чуть было не рассталась с любимым человеком из-за жизненных неурядиц. Муж долго рассказывал о своих «приключениях». Конечно, Ханты-Мансийск понравился ему намного больше, чем Белоярский, как-никак это столица целого округа. Но и городок, в который его назначили на хорошую должность, по его словам, был очень красивым.

Отдел внутренних дел небольшой, в нем трудилось около 150 человек, нагрузка не такая большая, как в Саратове, преступлений мало. Были, естественно, и недостатки, и большая их часть относилась к северному климату. Лето длится недолго, а жара приходится только на июль, но в это же время просыпается огромное количество комаров, из-за которых на улице с ребенком спокойно гулять невозможно. Так же выяснилось, что добраться до Белоярского можно только на самолете, а зимой на «большую» землю удастся уехать на машине по зимнику. Наслушавшись этих рассказов, я с тяжелым сердцем ждала, когда у мужа закончится отпуск, и мы всем семейством поедем обживаться на новой территории.

Уезжали мы в сентябре, сначала на поезде до Москвы, а оттуда три часа на самолете. Стыдно признаться, но это была моя первая поездка за пределы Саратовской области. Своей мебели у нас не было, поэтому не было необходимости заказывать огромные контейнеры для перевозки грузов. Постельное белье и большую часть одежды мы заранее отправили посылками, с собой же везли только самое необходимое.

Провожали нас толпой — плачущие родители, многочисленные родственники и близкие друзья. Было ощущение, что нас отправляют чуть ли не на край света, такие озабоченные лица были у провожающих. Дорога в суете прошла быстро и легко. Я на всю жизнь запомнила свой первый полет на самолете, это незабываемое ощущение, когда в тысячах километров под тобой проносятся поля, леса, узкие реки и глубокие озера.

Вид на город сверху

Уже незадолго до приземления можно было увидеть, как меняется природный ландшафт, и равнины сменились бесконечной тайгой и темными пятнами болот.

Из Саратова мы уезжали в легкой одежде, ведь там было совсем тепло. Север встретил нас 10 градусами выше нуля и проливным дождем. Пока мы добирались на такси до нового дома, я с интересом смотрела на городской пейзаж. Такого я еще не видела. Все дома были разноцветными, с яркими красными крышами, выделяясь на фоне серого неба.

Школа искусств

Улицы оказались очень чистыми, по обочинам проезжей части расставлены красивые клумбы с цветами.

Сквер Победы

Наша квартира находилась недалеко от здания милиции, в принципе, в этом городке все было недалеко друг от друга. Сергею выплатили неплохие подъемные, на которые мы и сделали косметический ремонт, освежили потолки и поклеили обои. Необходимую мебель купили с рук, подержанную, не видели смысла покупать новые вещи в чужую квартиру.

До сих пор вспоминаю свой первый поход в магазин. Цены на продукты меня ошеломили, стоимость некоторых товаров была в полтора раза больше привычных расценок. Свежих молочных продуктов не продавалось, можно было купить только молоко и йогурт, срок хранения которых составляет полгода. Честно признаюсь, придя домой, я расплакалась. Я не представляла, как мы сможем жить в условиях таких цен на самое необходимое.

Новая «северная» жизнь

Но человек ко всему привыкает. Вскоре, гуляя с сынишкой во дворе, я познакомилась с такими же, как я, молодыми мамочками, которые объяснили, где нужно покупать те или иные товары, куда привозят мясную и молочную продукцию, изготавливаемую в местном совхозе. И жизнь стала налаживаться. Нашему малышу исполнилось три года, и его без проблем взяли в детский сад. Меня поразила территория и внутренняя обстановка садика, в Саратове так не выглядят даже лучшие частные дошкольные заведения. Воспитатели очень вежливые и воспитанные, все комнаты очень хорошо отапливаются, площадка для прогулок очень красиво оформлена.

Детская площадка

Я устроилась в среднюю школу учителем истории, и здесь тоже была приятно удивлена уютными классами, ухоженной территорией, наличием современного дидактического материала. Мужу тоже нравилась его новая служба, с работы он почти не задерживался, изредка уезжал в командировки.

Конечно, поначалу пришлось туго с деньгами. Для того, чтобы заработать все северные надбавки, нужно проработать минимум три года, а до этого заработная плата практически не отличается от обычной. Но мы выкручивались, экономили, даже умудрились скопить на отпуск. Спустя два года после приезда на север, мы отправились в первое заграничное путешествие, в Турцию. Я сидела на берегу моря и наблюдала, как сынишка с мужем плещутся в воде, а к глазам подступали непрошенные слезы. Мне было грустно, что современная жизнь складывается таким образом, что для того, чтобы обеспечить себе самые простые радости, нужно переезжать так далеко.

Набержная

Постепенно наш быт наладился, мы привыкли к местным условиям. Особенно нам полюбилась северная природа. Вокруг нашего городка растет густая тайга, в которой по осени можно собирать грибы, бруснику и клюкву.

Северная ягода

Мой муж пристрастился к рыбалке, для нее здесь созданы все условия. Практически каждые выходные мы с друзьями выбираемся в близлежащий лесок на шашлык.

Иногда бывают моменты, когда я начинаю жалеть, что переехала сюда. Все-таки не зря на севере платят большие деньги и сокращают пенсионный стаж. Я так и не могу привыкнуть к тому, что в начале октября уже выпадает снег. А тает только в мае. перемены в погоде очень резкие.

2 октября

Вечером может быть минус пять, а на утро градусник покажет 35 градусов холода. Но морозы переносятся легко, так как климат на севере сухой. В Саратове намного более теплая погода сопровождается ветрами и слякотью. Летняя жара приходится на июль, в июне и августе температура воздуха обычно колеблется от 10 до 20 градусов.

Зима

Я бы не сказала, что летом здесь очень много комаров, в городе их очень мало. В лесу они агрессивны, но для защиты от насекомых прекрасно помогают соответствующие крема. Белые ночи, которые длятся с мая по июль, сначала воспринимались как экзотика, а сейчас мы не обращаем внимания на то, что в три часа ночи за окном светло.

Меня очень расстраивает тот факт, что в Белоярский не так просто добраться. Весной и осенью, когда зимник уже растаял, а баржи еще не начали ходить по реке, в магазины можно и не ходить, потому что там царит запустение. Если некоторые предприниматели доставляют продукты самолетом, то цены на них баснословные. Поэтому две-три недели мы живем как в блокаде, трудно купить элементарных овощей или творог.

Но все-таки преимуществ в северной жизни я нашла больше. В нашем городе очень развита инфраструктура, социальная политика на высоком уровне. Постоянно появляются новые развлекательные и культурные заведения, строятся фонтаны, гостиницы, детские площадки, стадионы. В ближайшее время планируется открытие нового парка для семейного отдыха.

Поющий фонтан

Север объединяет людей, делая их душевней и добрей. В первые дни после приезда я очень удивлялась, когда люди помогали советом, улыбались моему ребенку, а соседи спрашивали, не нужно ли чем-то помочь. Мы привыкли, что в Саратове, в ритме суеты большого города, все безразличны друг другу, поэтому радушие жителей Белоярского было очень приятно.

Отель Карибу

Главной причиной того, что мы не уезжаем в родной Саратов, несомненно, является финансовая составляющая. Можно долго говорить о том, что счастье не в деньгах, но когда они есть, чувствуешь уверенность в завтрашнем дне и в своих силах. Живя на севере, мы можем позволить себе ездить отдыхать в далекие страны, радовать сына качественными игрушками, хорошо одеваться. Теперь я не стою перед выбором, купить ли на остатки зарплаты фрукты ребенку или ботинки взамен разорвавшимся старым. За несколько лет, проведенных здесь, мы приобрели хорошую машину, взяли в ипотеку двухкомнатную квартиру, а сейчас планируем купить еще одну квартиру в Саратове, чтобы жить в ней во время отпуска. За это я готова простить северу все его недостатки и тяжелый климат, ведь благодаря ему наша семья крепко стоит на ногах.