Переезд из Смоленска в Сибирский город Кемерово

Почему наша семья решила переехать из средней полосы России в Сибирь? Да все очень просто. Нам, в то время еще молодой семье, никак не удавалось встать на ноги. Работы толком не было. Смоленск – город без развитой промышленности. Есть небольшой деревообрабатывающий комбинат, парочка частных молочных заводов, вот, пожалуй, и все. Муж очень долго зарабатывал «челноком», таская на себе тяжести, пока не угробил спину.

Такой непостоянный заработок отдалял мечту о собственном жилье в необозримое будущее. Цены на жилье в Смоленске мало отличались от столичных. Ссуду взять было нереально, потому как не было постоянного заработка. Проблемой было и место в детском саду для двухгодовалого сына, из-за чего я никак не могла выйти на работу.

Старый дом в Смоленске

Старый дом в Смоленске

В Кемерово у мужа жил сослуживец. Они вместе служили в Германии и были большими друзьями. Он пригласил его к себе в гости на новогодние праздники. Муж согласился и отправился в Сибирь. А я осталась дома с сыном, не подозревая, чем эта поездка обернется для нашего семейства.

Конечно, встреча двух друзей, которые не виделись больше шести лет, не могла пройти без горячительного. Когда мой муж позвонил мне и сказал, что мы переезжаем в Сибирь, я подумала, что это последствия застолья. Однако и через день, и через два муж ясно говорил, что намерен перевезти нас в Кемерово. Последней каплей было сообщение о том, что он устроился на работу водителем. Зарплату обещали очень хорошую – около 40 тысяч рублей. Для Смоленска такая зарплата была баснословной, если только не ездить на заработки в Москву.

Ну что же, в Сибирь так в Сибирь. Мне, как хорошей и преданной жене, оставалось ждать благоверного и следить за домашним хозяйством. Мысль о том, что наш папа одумается и приедет назад, была похоронена вместе с первым переводом денег. Супругу дали аванс, и он его выслал мне. Сумма была приличная для двухнедельной работы. Мне оставалось только начать собирать вещи и распродавать ненужный скарб.

Переезд мы запланировали на май месяц, чтобы не столкнуться с суровой сибирской весной. Думали, прежде всего, о маленьком сыне, о том, как он перенесет акклиматизацию. В Смоленской области зимы бывают снежными и холодными, но до сибирских морозов им далеко.

Мой муж приехал в середине апреля. Предстояла большая беготня с выписками, военкоматами, поликлиниками. Надо отметить, что очень трудно было понять местным бюрократам (особенно в военкомате), как это так можно устроиться на работу без прописки? Объяснять приходилось долго и помногу раз, что отнимало много сил и времени.

Вторым этапом, при подготовке к переезду, был выбор вида перевозки имущества. Конечно, «имущество» — слишком громко сказано. Наша с мужем кровать, старенький диван, прабабушкин буфет и кроватка сына. Остановили мы свой выбор на автоперевозке. Оставалось найти машину с водителем, готовым отправиться в путешествие по бескрайним просторам Урала и Сибири.

С транспортом помог друг мужа. У него был знакомый, занимающийся перевозом сибирской древесины в Калининград. Обратный путь он ехал порожняком и согласился взять по дороге наше имущество. Мы долго сомневались: оплата хоть и была достаточно приемлемой для столь дальней дороги, но отпускать мужа с незнакомым человеком не очень хотелось. Мне с сыном предстояло ехать на поезде. Прямого рейса до Кемерово нет, и мы взяли билеты на Новосибирский поезд.

Переезд

Уезжали после первого мая. Машина приехала среди ночи. Надо отдать должное водителю – Славе, он помогал и грузить, и паковать. После того, как вещи были упакованы и погружены, пришли проститься свекры и друзья. Соседи дружно вертели пальцем у виска, от того, что мы добровольно ссылаемся в Сибирь. Но проститься пришли. Я отдала ключи хозяйке дома, который мы снимали и, уливаясь слезами, проводила супруга. Было очень страшно. Я никогда не была дальше Екатеринбурга, мало что видела. Отпуская родного человека в неизвестность, я чувствовала бессилие и тревогу. Беспокоилась и за маленького сыночка. Как же он будет без собачки Клуши, без бабушки и дедушки, без друга Аришки и козы Лизы…

Мы с сыном уезжали на следующий день. Приятно удивил поезд. Внутри вагона было очень чисто и тепло. Не просто тепло, а даже жарко. Мы как-то ездили в гости к золовке в Калининград зимой. В вагоне было нестерпимо холодно. Несмотря на просьбы накипятить воду под чай, проводники отнекивались, ссылаясь на отсутствие угля. А тут! Тогда я еще смутно представляла себе, что такое угольный Кузбасс…

У мужа еще с доармейских времен были все водительские категории, кроме Е. Водил он аккуратно и это поспособствовало быстрому приезду. Они менялись со Славой за рулем. Дорога от Смоленска до Кемерово заняла трое суток. Доехать можно было бы и быстрее, но путь от Москвы в сторону МКАДа занял более 15 часов. Сначала были московские пробки, а потом сотрудники ГИБДД.

О последних нужно рассказывать отдельно, чтобы понять, что же это такое – Московское ГИБДД. Проезжая Щуровскую улицу, Слава, как показалось гаишнику, превысил скорость. Там стоял знак 40, а ехали около 80 километров в час. Удивляться стоит только тому, что эта улица порой бьет все рекорды по пробкам. Когда же они успели так разогнать грузовик – остается большим вопросом. А еще эта улица пересекает какую-то речку и на ней есть мост. Так вот инспектор и остановил их как раз возле моста. Один факт того, что остановка до и после моста на протяжении нескольких метров запрещена, а инспектор просит остановиться, вызвал недоумение и у Славы, и у моего мужа. Тем не менее, пришлось остановиться.

Слава – человек, знающий все дороги в России. Он был везде, где нужна была высококачественная древесина из сибирской тайги. Видимо, и опыт общения с работниками ГАИ у него был пребогатейший. Увидев, что их остановил достаточно молодой мужчина, он достал из бардачка новехонькую книжку с правилами ПДД. После того, как работник ГИБДД объяснил причину остановки, Слава с очень честными и наивными глазами пытался вразумить неопытного работника. Он невнятно объяснял, что по правилам действие ограничительных знаков заканчивается после моста, если только они не продублированы. В итоге их отпустили. Видимо в Москве очень трудно с кадрами в дорожной инспекции. Берут молодых и неопытных. Слава же, давясь смехом, ретировался как можно быстрее.

Вторым эпизодом встречи с дорожной инспекцией стало остановка на трассе А-130, в районе небольшой деревушки под названием Ивановец, что совсем недалеко от Челябинска. Сотрудник долго не мог понять, что весь скарб, находящийся в кузове, принадлежал человеку, добровольно переезжающему в Сибирь. Видимо, у человека были догадки и предположения о перевозке контрабанды, или еще хуже – наркотиков. Сначала осматривали груз, заставив мужа распечатать упакованные вещи. Потом ждали сотрудников с собакой. Надо отметить, что парни из ГАИ просто были начеку. Рядом проходит граница с Казахстаном. Кто знает, может именно по этой трассе и попадает основная масса этой отравы в столицу и другие города.

Собаку ждали около пяти часов, но так и не дождались. Скорее поверив моему супругу, нежели полностью удостоверившись в отсутствии злого умысла, их отпустили. Встреча с одной стороны оставила о себе хорошие воспоминания. Несмотря на всю серьезность подозрений, работники были очень вежливыми. Даже поделились бутылкой минералки. Ведь ждали очень долго под палящим солнцем. Больше нигде моих путешественников ГАИ не останавливало.

Дорога в степи

Дорога в степи

Отдельно хочется сказать о питании и общепите по пути следования. Погода в тот май была ближе к июльской. Жара под 40 градусов не давала возможности запастись провиантом на весь путь. Что-то я приготовила им в дорогу дома и заморозила пищу в морозилке. Муж говорил, что к вечеру от курочки не осталось ничего. Все съели и выпили. Особенно много пили.

Более-менее сносный провиант можно было купить, проезжая через какие-либо города. Все магазинчики у дороги оставляли желать лучшего по качеству продуктов. Особенно плохо было со сроками хранения. Как мой благоверный и его спутник не схватили пищевого отравления – большая загадка. Спасали знания Славы этого маршрута. Он знал, где можно купить хорошую еду, поесть горячей пищи и не платить за это бешенные деньги.

А еще он знал, где покупать горючее. Начиная с Уфы, на дорогах частенько встречались люди, продававшие бензин и солярку как молоко, в пластиковых бутылках. И довольно таки приличного качества. Где бралось это горючее, оставалось загадкой. Цены были ниже, чем на АЗС. В общем, мой муж и Слава экономили, как могли.

Перевозка груза, вместе с оплатой водителю и растратами на горючее составили чуть меньше 30 тысяч рублей. Если учитывать, что знания водителя помогли прилично снизить эту стоимость, то это намного меньше оплаты железнодорожного контейнера.

Вот она какая – Сибирь!

Меня покорила тайга! В Смоленской области тоже много леса. Но он не пахнет! Не благоухает даже через закрытые окна вагона! Эта хвойная эйфория, тягучий аромат, смесь приятной прелости и свежесть чистой воды!

Тайга

Тайга

Я проснулась от запаха леса. Как только проехали Иртыш, началась она – великая Сибирская тайга! Сын смотрел на огромные деревья, и, видимо, ждал появления медведей, лосей, зайчиков. Он тоже был в восторге. К нам подошла проводница и сказала, что скоро будем проезжать совсем глухую тайгу. Там, дальше пятисот метров от железнодорожного полотна, не ступала нога человека. Потом была ночь, а утром мы приехали в Кемерово.

Кемерово

Впечатления от города начинаются с вокзала. В Кемерово большой железнодорожный вокзал. Рядом автовокзал. Но, самое главное, что вызвало бурю эмоций у сына – это старинный паровоз, стоящий на постаменте на вокзальной площади. Весь такой чистенький, покрашенный. Говорят, что он даже на ходу.

Вокзал в Кемерово

Вокзал в Кемерово

Муж еще не приехал к тому времени, как приехали мы с сыном, и нас встретил его друг. Сам он живет не в центре города, а в пригородном районе. Поэтому увидеть большую часть города мне пришлось в первый же день.

Сначала город мне показался очень маленьким и старым. Здесь, к старым домам, имеют свое, трепетное отношение. Все какое-то очень маленькое, компактное. Дома все невысокие – не выше трех этажей. Много домов частного сектора прямо в центре города. Улицы довольно таки чистые и ухоженные.

Мост через Томь

Мост через Томь

Но самое главное – это дороги! Это не передать словами: ровные, без ям и трещин, без резких поворотов. Перекрестки – идеальные. Светофоры, пешеходные дорожки, знаки – все отчетливо видно. Я на тот момент только отучилась на права и была с еще навостренным глазом. Я никогда не встречала и не встречу, видимо, дорог, лучше, чем в Кемеровской области!

Вообще, впечатление от города были неоднозначными. С одной стороны чистота и порядок, с другой – большое количество людей, пьющих пиво прямо на ходу. Это немного напрягало. В Смоленске тоже много пьющего народа. Но здесь это было не завуалировано.

Первые две недели мы жили у друга. Потом пришла пора искать себе жилье. Купить нам было его не по средствам. Квартиры стоили меньше, чем на родине. Однако средств таких у нас не было. Решили, что первое время будем снимать жилье. Выбор остановили на комнате в общежитии. Цена была чисто символическая, но мы должны были привести комнату в порядок, то есть сделать хороший ремонт. Вообще ремонт убитого жилья здесь считается основным условием при съеме квартиры, не зависимо от размера ежемесячной оплаты.

Еще один вариант жилья, рассматриваемый нами, был небольшой дом по соседству с другом мужа. Но сдавать его не хотели. Хозяева думали его продать в рассрочку. Часто встречали такие предложения. Но рассрочку давали максимум на год, а к ежемесячному взносу приплюсовывалась оплата за съем. Очень невыгодные условия. И мы отказались от плана покупки дома.

После переезда в общежитие пришло время искать детский сад для сына. Я была приятно удивлена, что место нашлось в саду рядом с домом. Никаких очередей там не было. Мы лишь прошли обязательное обследование в поликлиники, и пришли оформляться. Взносы за устройство в детсад, видимо, как и во всей России, тут тоже были. Нам пришлось оплатить пластиковое окно на кухне. Дорого, конечно, но зато без заминок и проволочек. Сын стал посещать детсад через два месяца после приезда.

Отдельно хочется рассказать о медицине в Кемерово. Удивляться пришлось с первого посещения нашего педиатра. Чем-то он мне напоминает известного сейчас доктора Комаровского. Очень интересный человек. И необычайно грамотный. У сынишки были кое-какие проблемы со здоровьем, связанные с последствиями от тяжелых родов. Мне без всяких разговоров дали направление в областной неврологический центр. Там нас быстро обследовали (абсолютно бесплатно), и помогли справиться с этими последствиями.

В городе много филиалов государственных институтов и университетов. Выпускники Кемеровской Медакадемии считаются самыми лучшими. Есть военная академия, кафедра института МЧС. Одним словом, тут можно выбрать на кого учиться. Цены на обучение приемлемые. Поэтому я, через два года после приезда, пошла получать второе высшее образование.

В Кемерово большой выбор работы. Начиная от рабочих специальностей и заканчивая работниками торговли. Здесь всегда требуются водители на большегрузные машины, для работы на угольных разрезах; шахтеры, электрики; машинисты железнодорожного транспорта. Ведь даже в самом маленьком городе Кемеровской области функционирует по нескольку шахт и разрезов. Зарплаты хорошие, что сразу видно по уровню жизни населения. Здесь женщина в роскошной норковой шубке скорее правило, нежели исключение.

Для женщин тут тоже хватает вакантных рабочих мест. Люди живут зажиточно, поэтому тратят деньги, помногу и с охотой. Здесь огромное количество различных магазинов. Женщине можно запросто найти место продавца, консультанта. Можно устроиться учителем, воспитателем в сфере образования. Работы хватало и хватит для всех.

Торговый центр

Торговый центр

Менталитет у сибиряков своеобразный. Они знают себе цену. Но взаимоотношения без столичного снобизма. С хамством сталкиваешься редко. Молодежь еще пытается уступать места в транспорте старикам и беременным. В магазине, даже в самом дорогом, продавцы вежливы, несмотря на внешний вид покупателя. Работники детсадов и школ все еще работают вместе с родителями над воспитанием детей.

ЖКХ на высоком уровне. Даже если за окном -45 градусов, то в квартире будет не меньше +30. Топят на совесть, — ведь уголь свой в огромном количестве. В каждом дворе есть детские площадки. В подъездах регулярно убирается.

Пожалели ли мы, что переехали в Сибирь? Нисколько. Мой муж смог найти достойную работу с приличной зарплатой. Мы обзавелись собственным жильем. Сыну, наконец-таки, помогли избавиться от болезни, мучавшей его с рождения. Я получила шанс учиться дальше.

Ну а что касается лютых, сибирских зим, то уже в первую нашу зиму мой супруг подарил мне шикарную шубу из чернобурки, которая помогла мне пережить злые морозы.