Переезд из центра Москвы в Самару
Есть расхожая поговорка «хорошо там где нас нет». Я думаю многие из читателей удивятся — из Москвы в Самару?! Да еще из ЦАО?! Моя история переезда насчитывает чуть ли не десять лет. Жизнь «на два города», а затем волевое решение, и вот я житель города на Средней Волге.
Полагаю, длинные предыстории «как я дошел до жизни такой» вряд ли будут интересны читателям. В двух словах — Самара — родной город моей матери. Большую часть жизни моя семья прожила в Москве. Рассказчик этой истории родился в Москве. В свое время мы обзавелись парой квартир «на исторической Родине» и периодически путешествовали из Москвы в Самару и наоборот (да, такие странные люди).
О Москве
Начну свою историю, пожалуй, c Москвы — города в котором я родился и прожил половину своей жизни. Москва, несмотря на то, что я оттуда уехал — осталась моим самым любимым городом. Смысла тонуть в эпитетах о невероятной крутости этого города я не вижу — поверьте на слово: Москва — это действительно мегаполис с большой буквы. Город с потрясающей архитектурой и энергетикой. Но, как известно, за все нужно платить — и жители Москвы расплачиваются за те блага, которые дает им город, бешеным ритмом жизни, сверх конкурентной средой, чудовищными пробками и, как не прискорбно признавать — довольно низким уровнем личной безопасности. Живя в таком гигантском городе чувствуешь себя даже не «винтиком в системе», а «микроскопической песчинкой».
Отдельная история это Московский Метрополитен — он прекрасен и ужасен одновременно. Прекрасен своим инженерным совершенством и архитектурой станций, а ужасен — просто запредельным пассажиропотоком — пробки гонят людей под землю (даже если у вас есть личный автомобиль, вы все равно в один прекрасный момент попадете в летнюю метро давку — ощущения незабываемые). А еще вокруг Москвы периодически случаются торфяные пожары — я думаю многие из нас запомнили лето 2010 года.
Мы жили в Красносельском районе — до сих пор вспоминаю нашу квартиру и потрясающие «сталинки» в постконструктивистском стиле по соседству. Инфраструктура? Магазины? Сфера услуг? — в центре Москвы есть все. Сравнивать с другими городами бесполезно — разве что с Токио или NY.
Но как я уже говорил у любой медали есть обратная сторона. Неподалеку располагалась площадь трех вокзалов: темные личности, мигранты и бомжи прилагались в комплекте. От их визитов в мой подъезд не спасала даже огороженная территория. Москва переживала в то время не лучшие свои времена — в воздухе витала тревожная атмосфера, кризис только набирал обороты… Удивительно, как быстро может изменится город такого масштаба — буквально за пару лет.
В итоге было принято решение — «в глушь, в Самару!» (на самом деле Самара это не какая не глушь и ниже я постараюсь подробно рассказать вам об этом неоднозначном городе на Волге) — я поступил в Самарский Государственный Университет, и через пару лет после переезда мы пришли к выводу, что смысла «держать на балансе» московскую недвижимость нет — было принято коллегиальное решение продать любимую квартиру скрепя сердцем.
И вот, я не москвич. Здравствуй, Самара! Снова здравствуй…
Что из себя представляет современная Самара? И каково здесь жить?
Итак, я думаю, что не помешает краткий экскурс в городскую среду: Самара город не маленький, хотя по сравнению с московскими масштабами он и кажется совсем небольшим. Она вытянута вдоль Волги на добрые 50 километров — при этом в городе существует только две основные транспортные артерии: Ново-Садовая улица (плюс ее улицы-дублеры) и Московское шоссе. В итоге транспортная связанность и проницаемость оставляют желать лучшего — пробки для самарцев дело привычное. Они подчас чем-то напоминают московские, но в «миниатюре».
Водят в Самаре как в Каире или Бомбее, ну, может, чуть лучше. Хамство на дорогах для наших краев обычная вещь. Приоритет имеют местные обычаи, а не ПДД.
Дороги теперь усиленно ремонтирую к грядущему чемпионату мира по футболу — раньше даже центр города представлял из себя «лунный ландшафт». Парковок для автомобилей не хватает, от слова совсем. Общественный транспорт Самары, не побоюсь этого слова, кошмарен — по дорогам мчатся стада маршрутных такси (среди которых до сих пор встречаются «Газели» и «Пазики»). С электротранспортом тоже не все весело: трамваи просятся в музей — они в большинстве своем изношены, и довольно скверно обслуживаются (в СМИ периодически всплывают истории об очередном крушении самарского трамвая). Троллейбусы чувствуют себя чуть лучше но тоже не блещут. Местный метрополитен имеет единственный, но очень существенный недостаток — его никак не могут дотянуть до железнодорожного вокзала.
Кстати о вокзале — Самарский один из крупнейших в России, современный и довольно красивый. В общем если вы ищите город с хорошей системой общественного транспорта и инфраструктурой — Самара явно не ваш выбор. Для комфортной жизни в этом городе понадобится собственный автомобиль и место для его парковки.
О районах Самары
Многие замечают, что Самара как будто сшита из разных городов: с разным ритмом жизни и менталитетом жителей — сказывается быстрый рост в советский период. Есть так называемый старый город, который располагается в Самарском и Ленинском районах (правда нет однозначного мнения, где он заканчивается).
Старый город это место контрастов — именно там можно повстречать покосившиеся дореволюционные домики, в окружении которых стоят современные и довольно дорогие многоэтажки. При этом из соседних домиков на улицу текут стоки от стиральных машин, а дворики заставлены нехитрым скарбом жильцов, летом на веревочках сушится белье… К сожалению, в Самаре никогда особо не заботились об историческом центре, и он постепенно уходит с карты города.
Ленинский район — пожалуй самый притягательный с точки зрения архитектуры современной — есть много достойных проектов, в большей степени именно он формирует особенный архитектурный облик Самары, наряду с Самарским районом — если нужна атмосфера и ритм жизни купеческого города на Волге — вам туда. Только нужно учитывать, что престижные и удобные для проживания кварталы находятся главном образом на спусках к набережной — и зимой в гололед можно получить массу острых ощущений, выезжая оттуда на машине.
Самарский и Ленинский район входят в тройку самых дорогих районов Самары. По большому счету именно они определяют «лицо города» — тут можно найти неплохие ресторанчики и кафе, а также модные бутики.
Отдельно стоит остановится на Площади Куйбышева в Ленинском районе — это крупнейшая площадь Европы. Рядом с ней расположен оперный театр и квартал высотный застройки (он же «Европейский квартал») — на мой взгляд одно из самых приятных для жизни мест в Самаре.
«Старый город» — это узкие улочки, неспешность, блеск и нищета в метрах друг от друга — город сохранивший дух маленькой купеческой Самары.
Деловой центр города расположился в Октябрьском районе — тут даже есть местный «сити» с парой офисных высоток и компактными торговыми центрами (станция метро «Московская»). Октябрьский район активно строился в 70-е и 80-е годы двадцатого столетия — с точки зрения архитектуры в Октябрьском районе преобладают кирпичные и панельные здания типовых проектов, перемежаемые современными высотками.
В Октябрьском районе также располагается местный аналог «Рублевки» — так называемые «Просеки»: район на берегу Волги, застроенный дорогими коттеджами — просеки тянутся через половину Октябрьского района и уходят в район Промышленный, заканчиваясь на Студеном Овраге.
Вообще, Октябрьский район с точки зрения инфраструктуры и сферы услуг, пожалуй, превосходит все остальные районы города. С одной стороны тут есть дорогие гастрономы и бутики модных брендов, c другой стороны есть ориентированные на массовый сегмент Моллы. Чем-чем, а вот количеством крупных торговых центров на душу населения Самара может потягаться даже с Екатеринбургом и «Северной столицей». Например, достраиваемый в данный момент «Гудок» — крупнейший торговый центр за пределами Москвы и Санкт Петербурга
В Октябрьском районе чувствуется ритм большого города — по широким проспектам едет нескончаемый поток автомобилей, люди спешат на работу, вечером светятся огнями многочисленные офисные центры. Это Самара современная: экономический центр Средней Волги.
Железнодорожный район — это ворота города. Именно его вы видите, приехав на поезде в Самару. С одной стороны Железнодорожный район примыкает к Ленинскому и застроен дорогими высотками, но большая часть района — это жилые кварталы советского периода.
Промышленный район Самары, несмотря на его название, застроен преимущественно не заводами, а жильем (сказывается процесс джентрификации — старые заводские территории застраиваются высотными домами и торговыми центрами). Также в Промышленном районе расположены крупнейшие в городе медицинские центры. Хороший район для жизни: в плане лоска он уступает Октябрьскому — зато может похвастаться современной планировкой кварталов и менее «кусачими ценами» на недвижимость.
Перечисленные районы Самары составляют «как бы» ее центр, хотя для Самары с ее географией и рельефом понятие центра весьма растяжимое, и между жителями районов кипят споры — кто из них «центрее».
Дальше мы попадаем в Самару промышленную, суровую (как Челябинск) и с особенным колоритом и менталитетом жителей. Особенно выделяется — Кировский район, который вы не перепутаете ни с одним другим районом Самары. Он застроен монументальными «сталинками», которые и спустя многие десятилетия, несмотря на потрепанный вид — будто переносят нас в 40-е годы.
Советский район застраивался позже — по нему можно проследить развитие массового домостроения — от «хрущевок» и до современных многоэтажек, хотя попадается и «сталинский ампир». Промышленная часть Самары — самая населенная, именно ее жители строят ракеты в космическом центре «Прогресс».
Куйбышевский и Красноглинский районы самые отдаленные. Красноглинский район славен экологией и кварталами, которые строили пленные немцы. А Куйбышевский район плавно перетекает в город-спутник Новокуйбышевск — Центр нефтехимической промышленности.
Особенной суровостью жителей славятся: «Стошка» (116 километр), «Безымянка» (Родина «Фураг»), «Зубчага» — (Зубчаниновка) и Запанской — это наш местный «Детройт».
Мои субъективные впечатления о Самаре
Что же касается субъективных впечатлений — Самара, возможно, не самый красивый город, но у нее есть свое лицо и атмосфера. За те полтора десятка лет, которые я знаком с этим городом — Самара поразительно изменилась и «выросла» — в размерах и высоте зданий (Самара — город с самыми большими «высотками» Поволжья).
Климат в Самаре резкий и континентальный. Летом — жара. Зимой — трескучие морозы с сугробами. Самара очень пыльный город — весной когда стаял снег в воздухе висят тучи пыли. А когда пыль прибивают весенние дождики, и на деревьях распускаются листья — место пыли занимает тополиный пух.
Пожалуй, у Самары лучшие набережные: ни в одном другом городе на Волге вы не найдете таких — любимое место для променада у всех без исключения самарцев. На набережной красуется памятник основателю Самары — князю Григорию Засекину.
Менталитет в Самаре специфический — его не опишешь в двух словах. Но от центральной России отличается сильно. В Самаре не окают и не акают — никакого местного говора. Люди говорят помедленнее коренных москвичей — больше всего похоже на питерцев. К слову будет сказано: в Великую Отечественную войну, когда шла эвакуация, и Куйбышев был запасной столицей, именно к нам эвакуировали московскую и питерскую профессуру, ученых и деятелей искусства — некоторые из которых так осели в Самаре.
В Самаре есть куда пойти и что купить — но если сравнивать с Москвой — в Самаре очень скучно.
Цены на продукты в Самаре почти «московские». Чего не скажешь о зарплатах. Но стоит заметить, что на гипотетические 50 — 60 тысяч рублей в месяц в Самаре можно жить гораздо лучше чем в Москве (при наличии своего жилья).
Цены на недвижимость в хороших районах высокие: всего в два раза ниже московских. Разброс цен огромный — есть и особняки по сто миллионов, есть и ультрабюджетные квартиры за миллион.
Подводя итог
Доволен ли я переездом? — Да.
Хотел бы я вернутся в Москву? — Нет. Хоть я и уезжал со слезами на глазах…
А где комфортнее жить?- в Самаре! В Самаре жить спокойней, в Самаре жить безопасней.
Есть еще один тонкий момент — в Самаре выгодней вкладывать свои деньги в недвижимость: жилую и коммерческую. Город развивается. Город ждет чемпионат мира по футболу. Доходность у самарской недвижимости выше чем у московской: и сейчас, и десять лет назад. Не вдаваясь в примеры — лучше купить торговые помещения в Самаре для того, чтобы сдать их в аренду, чем сдавать в аренду квартиру в Москве…
В общем suum cuique, как говорили древние римляне. Я о своем выборе не жалею. Надеюсь моя история будет интересна тем, кому «не сидится».
Комментарии:
14 Мар 2015 в 8:27
Если честно, я так и не поняла, почему уехали из Москвы. Кроме невнятных намёков на отсутствие безопасности… Думаю, у автора были причины посерьёзней, но здесь делиться ими не стал. Непонятно… Тем более — уезжал «со слезами на глазах»…
14 Мар 2015 в 11:55
Я хотел бы с Вами не согласиться. Как раз на этом форуме важно, что человека заставило на такие перемены. Если, к примеру был бы вариант Самара-Москва, вопроса и не было, как бы понятно. Но в данном случае, для меня тоже не ясна причина, тем более, как я понял Григорий в таком возрасте, когда еще помидорчиками и огурчиками на грядке рано заниматься.
14 Мар 2015 в 18:46
Да, район Красносельской сильно на любителя, район прилегающий к трем вокзалам сколько не облагораживай останется средоточием весьма странных личностей.
Может быть стоило сменить район в столице, либо выехать в область? Потому как Самару сложно назвать спокойным городом.
14 Мар 2015 в 20:10
В моем случае стоял выбор — или продать все в Самаре и жить только в Москве или наоборот. На «два города» жить не очень удобно (но весело). Все-таки Самара куда более спокойный город нежели Москва.
14 Мар 2015 в 20:39
Все зависит от массы факторов. Если говорить о сфере услуг то Подмосковье сильно уступает крупным российским миллионникам.
Весьма спорное заявление!
Возьмем для примера подмосковную Салтыковку.
Стародачное место обросшее коттежными поселками и частной застройкой. Под боком станция метро Новокосино.
Мало того, что в самой Салтыковке все весьма прилично с услугами, так и столица — рукой подать.
Минус один, но существенный — проблемное Новосихинское шоссе, ну и не всем по карману. Но после продажи квартиры в центре Москвы там можно и перебирать дома.
14 Мар 2015 в 20:49
А какой смысл в таком переезде? Тогда легче жить в центре Москвы мирясь с теми минусами которые он имеет. В Салтыковке есть магазины модных брендов? Или есть театры? Жизнь в пригороде это не мой формат.
14 Мар 2015 в 20:56
В Салтыковке есть чистый воздух, высоченные сосны, пруды, дорога в театр займет максимум час, поездка в магазины модных брендов еще меньше.
Мы Вас потому и пытаем, что не слишком понятен смысл перемены одного суматошного города на другой, чуть менее суматошный.
Пока поняли только одну выгоду — финансовую.
14 Мар 2015 в 21:07
К примеру у меня дорога до театра занимает пять — десять минут. При желании я могу дойти до набережной за десять минут (пешком) и подышать воздухом (я не люблю плавать и лежать на пляже, но многим нравится). За час я могу доехать до заповедника «Самарская лука».
14 Мар 2015 в 21:15
Я жила на Красных воротах в Москве, поэтому хорошо понимаю Ваш прежний жизненный уклад.
Меня очень изменила долгая жизнь в Болгарии, когда видишь очевидную разницу в чистоте воздуха между Варной и близлежащей у ней деревней. И пришло осознание, что дышать свежим воздухом — это не значит ездить за ним! А просто вот таки в нем жить.
Это стало отправной точкой поисков нового места жительства. Пока я в Москве, но новое место жительство мне известно.
14 Мар 2015 в 21:25
Все равно для меня осталось загадкой причина переезда. Поэтому-то читатели недоумевают о том, что побудило автора переехать. Театры? Так Москва просто мекка театрального искусства, причем это театры на любой вкус. Если бы вы сказали, что открыли хороший бизнес в Самаре, получили интересное предложение по работе, любовь, наконец, позвала, это было бы понятно. А так, не обижайтесь, странно… Сама меняла районы столицы. Прекрасно знаю, что в столице есть районы, живя в которых можно жить и спокойно, и удобно, и отправляться в парк, и соловьи поют, и для машины парковка найдется… и это будет совершенно нормальная застройка.
14 Мар 2015 в 22:35
Олег Волков, где живете?
14 Мар 2015 в 22:44
А смысл обижаться? Каждый ищет место, где ему хорошо.
Киев обожаю! И абсолютно серьезно готова была переехать в 2013 году.
14 Мар 2015 в 22:55
Замечательный город — я его просто люблю! Знаю его наизусть. Я здесь прожил 22 года и жил бы возможно и дальше, но в связи с последними событиями, я понял, что мне здесь уже не уютно… И скорее, не сколько мне, сколько моим детям…
14 Мар 2015 в 22:58
Олег, очень хорошо Вас понимаю. Очень жаль, что все так непредсказуемо для обычного обывателя, но предсказуемо для заинтересованных лиц сложилось!
Что планируете?
14 Мар 2015 в 23:03
Не сложно догадаться, раз я здесь! :))) Создавать на форуме очередную тему, типа «Помогите определиться с регионом куда переехать!» совсем не хочется, здесь таких и без меня хватает. Перечитал уже кучу тем и разделов — в поиске.
P.S. Я думаю, что писать о своих проблемах в чужой теме не совсем вежливо, поэтому дальше развивать мысль не буду…
15 Мар 2015 в 14:22
По Вашему описанию города (что так и есть), от сюда драпать надо, а не переезжать. Самара не пригодный город для жизни (жить и радоваться)
15 Мар 2015 в 14:32
Непригодный для жизни? Это смотря в каком районе жить — в центре все ОК. У меня отличная квартира, паркинг. Все под рукой. Воздух почище чем в Красносельском районе Москвы. Есть магазины любимых брендов и неплохие рестораны. Ну не нравится вам Самара — никто не мешает вам переехать. Это ваше частное мнение.
17 Мар 2015 в 3:32
Для меня, как и для большинства комментирующих, данный рассказ оставил много вопросов.
Григорий, вы выбрали раздел «история переезда», а написали отзыв о городе Самара.
Все-таки Ваш случай нестандартный (чаще встречается переезд в обратном направлении), поэтому читателям (а заодно и мне) интересно понять, что Вас побудило на этот шаг.
Например, мне непонятно следующее:
1.Вы пишете о большом пассажиропотоке в Московском метро. Но такой пассажиропоток бывает только в часы пик (на работу и с работы). В Москве, в большинстве организаций существует практика, что сотрудник должен отработать в сутки 8 часов, а время начала и завершения работы он может варьировать в пределах 1−2 часов в любую сторону.
2.Торфяные пожары случаются не только в Москве, а описанный вами случай неординарный для столицы, и, к слову, больше не повторялся.
3.Вам не нравилась близость трех вокзалов. Живя в центре (и судя по всему в так любимыми москвичами сталинке), Вы могли легко сменить квартиру на любой другой район Москвы с тишиной и садами.
4.Про экологию тоже странно. Наверное, Вам известно, что проблема крупных городов в загазованности от выхлопных газов автомобилей. И в центре любого города автомобилей больше всего.
Но Вы говоря о экологичности, меняете один центр на другой. Только вот в Москве, с этой проблемой борятся- запрет на парковку в центре уже уменьшил число машин в центре. А количество парков, бульваров и деревьев во дворах Москвы, я думаю, Самаре и не снилось.
5. Также очень важен Ваш возраст и сфера деятельности.
Если Вы свободный молодой человек, то место Самары мог занять любой другой город страны, или даже зарубежья.
Если Вы состоявшийся человек с женой и детьми, то странно отказываться от лучшей в стране инфраструктуры (сады, школы, университеты, мед. лечение, выбор места работы).
Если Вы человек в возрасте, то тогда непонятно, как Вы решились так круто все поменять на старости лет.
Подведу итог: Если у Вас есть возможность и желание, то напишите историю почему Вы переехали. Ваш личный опыт. Сравнение для Вас положительных/отрицательных качеств этих 2 городов.
Мне кажется, это было бы интересно прочитать многим здесь находящимся.
24 Мар 2015 в 14:18
А я понимаю позицию автора и полностью поддерживаю! Москва — город для зарабатывания денег, больше там делать нечего. А если в этом нет неоходимости, человек живет там где ему больше нравится! Самара — отличный вариант для жизни.
27 Мар 2015 в 11:26
Да, это мое виденье города. И я так считаю. Я конечно понимаю, что у нас по умолчанию все стремятся в Москву… потому что только там люди могут получать достойную зарплату, к моему великому сожалению… А на счет кто на что способен… по моему я никого не обижала, чтоб так писать мне… у вас в голове не укладывается, что люди могут хорошо зарабатывать и жить вне Москвы?
27 Апр 2015 в 20:03
Не могу не удержаться, добавить свой комментарий о Самаре. Видимо потому, что автор данной статьи совсем недавно переехал в этот город, он умудрился написать о нём много, и одновременно совсем ничего. Хотя Самара — город, явно заслуживающий внимания. В общем-то любому жителю здесь есть куда сходить и чем заняться (до определённой степени ограниченности российской провинции, конечно).
Это одновременно УДИВИТЕЛЬНЫЙ и ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ город — маленькая концентрированная модель России.
Начну, вопреки обыкновению, с ХОРОШЕГО.
Самара — город большой, жителей с мигрантами и не зарегистрированными де факто около полутора миллиона. Я бы его условно разделил на две части — старую (интересную) и современную (тоскливую).
Старая часть начинается от Хлебной площади — места основания города, до улицы Полевой, где Самара заканчивалась к началу ХХ века. Сюда входят кварталы, как дореволюционной, так и сталинской застройки, и так же старые мещанские деревянные дома, которых ещё сохранилось в пребольшом количестве. Сконцентрирован исторический центр, от Хлебной площади, до площади Куйбышева.
Для любителей старой архитектуры, здесь есть на что посмотреть, где побродить. Центр не такой большой, как, например, в Казани, но он застроен множеством зданий — настоящих шедевров купеческой и дворянской архитектуры. В основном это две главные улицы Куйбышева (Дворянская), Ленинградская (Панская), и так же Чапаевская, Молодогвардейская, Венцека (Заводская), Степана Разина и проч., на которых расположены не просто большие старинные дома, но и образцы дворцового типа, из которых некоторые напоминают питерские дворцы вдоль Невы (например дворец губернатора Наумова, или здание Банка, здание, где расположен современный музей изобразительных искусств и т.д.).
Есть улица Ленинградская — самарский «Арбат» — ухоженная пешеходная зона с красивыми фасадами зданий, витринами кафе, ресторанов и бутиков. Улица спускается прямо к Волге.
Подобных крутых улиц-спусков к Волге Самаре довольно много, и все они проходят через старую городскую застройку ХIХ столетия, с множеством небольших мещанских и купеческих домов, с лабиринтами дворов, проулков, по которым вживую можно представить себе прошлое строго российского города. По большому счёту — Старая Самара это несостоявшийся российский «Голливуд» для съёмок фильмов о дореволюционном прошлом городской России.
Главная достопримечательность Самары — это благоустроенные набережные, растянувшиеся вдоль Волги на 7 километров! Половина из них сейчас реконструирована. Можно смело утверждать, что самарские набережные самые красивые не только в России, и, наверное, в мире. На удивление это так! Там много зелени, летом работают кафе, есть велосипедные дорожки, туалеты и т. п. Я сам лично видел аналогичные набережные в испанском Бенидорме, в турецкой Аланье, в Сочи, Анапе и так же в других волжских городах. Все они просто не идут ни в какое сравнение с самарскими.
Вдоль набережных тянутся на несколько километров речные пляжи, на которых летом загорают тысячи горожан и приезжих. Сочетанием набережных и пляжей Самара полностью напоминает традиционные южные черноморские города. По большому счёту Самара обладает всем потенциалом, что бы закрепить за собой статус волжского курорта, только с более коротким пляжным сезоном (ровно три летних месяца). Для сравнения отмечу, что таких замечательных городских пляжей и набережных нет ни в Саратове (там они вообще на другой стороне Волги) ни в Волгограде, ни в Ульяновске, ни в Казани.
В общем, зона прогулок и отдыха для горожан в Самаре весьма обширна. Кроме набережных в центре есть небольшой старинный благоустроенный Струковский сад (городской парк), Пушкинский сквер с которого открывается потрясающий вид на Волгу и старинное монументальное сооружение Альфреда фон Вкано — «Жигулёвский пивоваренный завод», красивая Самарская площадь сталинской застройки, с фонтаном, сквером, новым Храмом и самарским «Белым домом». Отсюда с возвышенности открывается потрясающие виды на набережные, Волгу и далёкие Жигулёвские горы.
Вообще, по своему архитектурному потенциалу Самара это — «маленькая Прага». Если бы весь старый центр почистить, покрасить, замостить улицы плиткой и восстановить все фасады, то сравнивать Самару с Прагой было бы на самом деле возможно. Но этого, судя по всему, не будет никогда, о чём во второй части моего рассказа.
Что касается культурной инфраструктуры, то Самара, конечно хоть и не Москва, но, тем не менее, здесь есть всё, что необходимо. В Самаре есть свежереконструированный шикарный (опять не побоюсь этого слова) Театр оперы и балета, в котором выступают различные мировые и российские звёзды и проходят потрясающие спектакли. Не могу сравнивать с тонкостями больших братьев — Большим или Мариинским театром, но впечатление после спектаклей такое же восторженное. В Самаре есть оригинальный старинный академический Театр драмы и комедии с профессиональной труппой (который ждёт, не дождётся реконструкции и ремонта).
В Самаре есть большой цирк (тоже требуемый реконструкции), Дворец Спорта (который тоже собираются реконструировать). Есть крупнейшая Филармония, в которой всегда аншлаги. Есть крупные музеи — художественный и краеведческий (в запасниках которых запрятаны от народа уникальные шедевры живописи и старины, в то время как на всеобщее обозрение выставлены только крохи экспозиции (необъяснимо!).
В Самаре есть вообще много чего, что можно назвать «самым — самым»: самая большая площадь Европы — площадь Куйбышева, с которой в 1941 г. уходили прямо с парада солдаты на фронт, а теперь проводятся демонстрации, городские мероприятия, ярмарки, а зимой на ней заливается большой каток; самая крупная в Европе синагога (старинное историческое здание, которое разрушается, и на реконструкцию которой которое никак не могут выделить деньги); самая крупная в Европе современная мусульманская мечеть; самый крупный в Европе и современный железнодорожный вокзал; уникальный технический необычный памятник современности — настоящая ракета «Восток» на которой Гагарин летал в космос (её точная копия — их делали сразу две); крупнейший в России речной вокзал… В Самаре множество православных храмов, есть настоящий действующий католический костёл построенный в начале ХХ века, такой же типичный как в городах западной Европы, есть действующая лютеранская кирха. И конечно надо не забыть про уникальный исторический объект — подземный бункер Сталина, который открыт для групповых экскурсий. Всё это (кроме ракеты) сконцентрировано в историческом центре города.
Вообще Самара — город большой истории. Здесь во время войны была вторая столица, размещались посольства различных государств, жили и работали различные исторические личности, с которыми связаны различные места и памятники истории и культуры; во время гражданской — Комитет Учредительного собрания, шаб-картира белочехов…
О магазинах, торговых центрах, вузах, школах, университетах, и проч. я не говорю — здесь этого добра предостаточно в необходимом количестве.
Ещё важнейшая вещь, которая есть в Самаре, и которой нет в Москве — необычная для большого города близость к природе. Дело в том, что прямо напротив города, сразу же через Волгу находится крупнейшая зелёная зона — национальный парк «Самарская Лука», который через десять-двадцать километров переходит в поросшие лесом Жигулёвские горы. Т.е., что бы горожанам попасть из самого центра города на природу, надо по минимуму чистого времени … ну 5 — 10 минут. Через Волгу летом курсируют пассажирские трамвайчики и частное лодочное такси; зимой такси на воздушных подушках. Для автомобилей — два парома (здесь, конечно, ждать подольше). Мост не строят принципиально, т.к. в таком случае весь город переедет на Самарскую Луку и загадит там всё в одночасье. А отсутствие моста всё-таки сохраняет природу для самих же горожан.
Причём это настоящая природа — лесные боры перелески, речные протоки и длинные песчаные пляжи. С самого начала лета десятки тысяч горожан забивают палаточные места на островах и противоположном берегу Волги. Многие живут там всё лето, из своих палаточных городков по утрам уезжая на работу и возвращаясь вечерами к природе и шашлыкам. Это, согласитесь, большое удобство для горожан, тем более в годы бесконечных экономических кризисов, когда не все могут позволить себе выездной приморский и заграничный отдых. Кроме того вдоль Волги функционируют десятки различных турбаз и домов отдыха, которые в сезон заполняются под завязку.
Если летом наскучило в городе, то в относительной близости — Самарская Лука со своими достопримечательностями, пешими и конными прогулками, и Жигулёвские горы (в среднем 60 — 120 км. в зависимости от способа добираться), которые привлекательны для пеших туристов — со своими панорамными видами, красотами, ущельями, пещерами и штольнями и прочим интересными вещами.
Зимой отдых в Самаре тоже обеспечивает замёрзшая Волга. Здесь прямо из центра города, с набережных горожане становятся на лыжи и в их распоряжении весь заснеженный лёд и противоположная сторона берега. Кроме того, в получасе езды от города в Сокольих горах есть две хорошие лыжные базы — одна для беговых лыж, в сосновом лесу с множеством проложенных извилистых трасс, и одна настоящая горнолыжная с двумя или тремя трассами, обустроенная на склонах Сокольих гор.
А теперь об обратной стороне Самары…
Самара — грязный город! Не просто грязный, а очень грязный! Исторический центр — более — менее… Но всё остальное — кошмар! Об этом говорят десятилетиями, борются, власти призывают людей на субботники, но ничего не помогает. Осенью и весной по Самаре ездят тысячи автомобилей такого вида, как будто они все разом въехали в город после ралли «Париж — Дакар», а точнее «Бездорожье Поволжья». Грязь берётся от того, что в городе в большинстве своём отсутствуют нормальные газоны, трава которых скрепляет почву и предохраняет город от пыли, и нормальные бордюры, в результате чего с талыми снегами и дождями грязь, не имея препятствия стекает на дороги, растаскивается колёсами автомобилей, в сушь превращается в пыль, которой покрывается город, дома, улицы… А люди всем этим дышат.
Вторая беда — дороги. Как это уже не банально, но они в таком состоянии, что текущими ежегодными темпами их реконструкции и ремонта победить страшные ямы, трещины и ухабы просто невозможно. Самарские дороги — это явное издевательство над горожанами и автомобилистами!
Третья — пробки. Дело в том, что Самара вытянулась вдоль Волги на 20 или 30 километров, и по всей длине центральной части города проходят параллельно три главных трассы — Московское шоссе, ул. Ново-Садовая и ул. Победы, переходящая в ул. Гагарина. Но между ними крайне мало соединительных улиц — нормальных, можно насчитать штуки три, не более. Остальные — обрезки, с переходом в закоулки и грязные проезды по участкам старого частного сектора, который обширными раонами существует в центральной географической части города. Соединительные улицы в городе есть, но увы, только на городских планах, как и огромный центральный проспект К. Маркса, который по замыслам градостроителей 60-х годов должен был стать главной сквозной магистралью Самары. Под него было оставлено место от застройки, но застроен он так и не был. Вместо проспекта на 10 километров растянулись сотни ржавых гаражей, помоек, автостоянок, старых частных кривых домов и т.п. О том, что его скоро — скоро начнут строить власти говорят десятилетия, но, так и не начинают и судя по всему не начнут никогда.
В Самаре есть метро, но строится оно по одной станции в 5 — 10 лет и соединяет лишь одной веткой только ту часть города, в которой раньше функционировали заводы и ездил народ на работу. Сейчас заводы стоят и это — полупустой транспортный маршрут. Его собираются соединить с центральными районами и ж/д вокзалом. Тогда он станет востребован горожанами, но пока всё больше раздаются голоса, что метро надо бы закрыть, т.к. оно, видите ли, не окупается для городских властей: как будто городская власть — это какое-то коммерческое предприятие, а не сборище слуг народа, которые должны обеспечивать функционирование необходимых горожанам транспортных артерий, не зависимо от их окупаемости.
Самарский исторический центр с уникальной архитектурой и целыми кварталами низких деревянных старинных мещанских домов находится просто в отвратительном ужасном разрушающимся состоянии, в т.ч. и дворянские особняки на центральных улицах. «Падают» старинные балконы, обваливаются головы у статуй — барельефов на старинных фасадах, десятилетиями обсыпается штукатурка на их стенах, некоторые участки стен размываются дождями, обваливаются с риском для жизни прохожих… Власти огораживают это заборами и ленточками, видимо считая, что на этом их работа заканчивается, вечно пеняя на то, что нет денег. Чем-то эти картины местами напоминают современную разрушенную Гаванну на Кубе. На перекрёстках многих старых улиц стоят чугунные колонки, из которых местные жители берут воду, т.к. во многие старые дома до сих пор не заведён водопровод, а из дворов где ещё в большом количестве сохранились деревянные покосившиеся туалеты тянет характерными родными запахами (а куда торопиться — всего-то XXI век на дворе)!
Причём, безусловно, тут и там, среди дореволюционных трущоб и исторических зданий вырастают ультрасовременные высотки из стекла и бетона и торговые центры, безвкусно разбавляя собой единую историческую архитектурную гармонию.
Многоквартирные дома в современных жилых комплексах строятся так близко друг к другу, будто в Самаркой области и во всей России не осталось свободных земель. Они теснятся, не оставляя нормального проезда для машин и мусоровозов; зимой эти внутриквартальные проезды просто невозможно чистить, так как между домами и припаркованными машинами порой не сможет пройти и ковш бульдозера. Вдоль улиц (как например на Пензенской и проч.) ломают старые избы и стоят новые многоквартирные дома, которые вплотную нависают над загруженными транспортом дорогами, не удосуживаясь начать стройку на десяток метров подальше — видимо хотят, что бы что бы будущим их жителям лучше дышалось пылью и гарью.
Ну и конечно старые огромные спальные районы хрущёвок и брежневок поражают своей не ухоженностью, пошарпанными подъездами, тотальным отсутствием парковок во дворах, жуткой глинистой грязью, как в колхозах советских времён; на местах, которые чисто условно называются газонами ночуют сотни и тысячи машин. А между всеми этими постройками у самых дорог впихиваются новые православные храмы, которые тоже покрываются пылью, и зачастую стоят полупустыми. А крыши хрущёвок как текли, так и текут…
И в этом симбиозе убожества и красоты живёт самарский народ. Ему это не нравится, но он так привык…
Так что добро пожаловать в Самару!
1 Май 2015 в 19:18
Здравствуйте!
Автор подводит итог и пишет, что «В Самаре жить спокойней, в Самаре жить безопасней». Зачем его по 10 раз спрашивать, почему он уехал из Москвы?! Чем так хороша Москва?! Какие возможности, ради которых туда кто-то рвется?! Высокие зарплаты?! Обратная сторона — высокие цены. Бешеный ритм?! А ради чего?
Я был в Самаре — хороший город. Наверное, есть минусы и из того что прочитал, могу сказать, что в моем городе они те же, хотя, мне кажется, что еще хуже. Я живу в Екатеринбурге. Не знаю как сейчас, но это самый компактный город в России (это ни я придумал). Если говорить о потенциале расширения дорог, то его нет. А машин очень много. Сильнейшие ветры, резкая перемена погоды, лета может вообще не быть (как в 2014 году — средняя температура лета 10 градусов). Есть театры, но я не поклонник. Есть кинотеатры, а где их сейчас нет?! Есть клубы, но мне не 20, и в 20 они меня не привлекали. Есть рестораны, бары, кафе, торговые центры, развлекательные комплексы и т.д. Наверное, это есть только в Москве?! Летом есть комары, конечно не в центре, а на окраинах. Есть таежный клещ и не обязательно за городом. Есть молодежь и не молодежь, распивающая во дворах пиво или не пиво. Есть много грязи, в основном на окраинах. Есть хамы, есть воспитанные люди. Есть хорошие водители, есть «боги дорог». Много чего есть и, много чего нет. Простите, речь-то не об этом…
Про Самару, что не понравилось, хотя, возможно, это мелочи и, конечно, я видел малую часть. Очень мало мусорных урн (было 2 года назад), даже на действительно шикарной набережной. На пляже, кушающие семечки, закапывали очистки в песок (8 из 10) и это были и молодежь, и солидные люди, и мамы с детьми. Курящие (9 из 10), также закапывали бычки в песок. Я тогда подумал, странно, что они еще писать и какать куда-то уходят.
Лирическое отступление — вот сижу я сейчас, пишу, а во дворе сидят молодые мамы, пьют водку с колой и громко матерятся (культура).
Что понравилось. А понравился мне старый город, как в СССР побывал (а воспоминания об СССР у меня самые хорошие). Понравилось мороженое самарское, особенно детям. Они до сих пор говоря, если покупаем что-то похожее: «Как самарское!». Понравился парк Гагарина, зоопарк (хотя у нас он и значительно старше и современно отстроенный и больше). Но самое главное — это самарское лето, отсутствие комаров и Волга.
Когда я сказал своему знакомому, который 4 года назад переехал в Екатеринбург, что хочу уехать в Самару он ответил мне следующее: жизнь там немного другая, не торопливая, наверное, Волга, солнце. Экология там однозначно лучше, вода (в кране) лучше, но с работой посложнее. Когда я познакомился с ним, он был другой. Свежее, улыбающееся лицо. А теперь, улыбка есть, но лицо какое-то усталое, немного хмурое. И я знаю почему?! Урал, со всеми вытекающими.
Говорят — «Хорошо там, где нас нет». А я считаю, что хорошо там, где тебе комфортно.
И про Москву. Вряд ли там ждут «понаехавших». Много моих знакомых уехало и много вернулось, а кто вернулся, говорит, что если кусок схватил, то так и будешь его держать, а отпустишь, назад не вернешь. А оно надо, всю жизнь за кусок трястись?!
30 Сен 2015 в 22:40
Читал комменты и удивлялся зачем автору мозги компосировать своими дурацкими вопросами, вы думаете Москва это рай на земле откуда могут уехать только дауны. Возможно для вас будет новостью, но из Москвы уезжает большое количество людей.