Переезд из Тюмени в Новый Уренгой – город злых ветров и добрых людей

В начале 2008 года мне поступило предложение переехать на работу в город Новый Уренгой на один год. Контракт предполагал приобретение жилья в том случае, если я останусь там работать более чем на 12 месяцев, а в течение первого года мне предоставлялось съемное жилье. Цены на недвижимость в Уренгое сейчас достаточно высокие, но иногда, например, после слухов об отмене «полярных» или «северных» надбавок к заработной плате, квартиры начинают распродаваться за бесценок. Раньше Новый Уренгой был «закрытым» городом со строгой пропускной системой, потом данное положение упразднили, а недавно, в 2012 году, снова ввели.

Но вернемся к переезду, итак, теплым апрельским деньком, когда в Тюмени уже сошел снег, и сухой асфальт прогревало ласковое весеннее солнышко, я принял окончательное решение и собрался в дальний путь.

Приезд в апреле

Приезд в апреле

В заснеженном и морозном аэропорту Уренгоя меня встретили будущие коллеги по работе и повезли в… ресторан и сауну с бассейном. Тот факт, что мы не поехали сразу на рабочее место, меня удивил, ведь я предполагал, что мы займемся поисками и обустройством квартиры, а не окажемся в теплом и дружеском застолье. Мои коллеги успокоили меня, заверив, что обо всем договорятся. С одной стороны, меня взволновал тот факт, что к моему приезду ничего еще не готово, а с другой стороны я познакомился с основным принципом, по которому все решается в этом северном городе – договоренности и взаимовыручки. Кстати, и бассейн и сауна и ресторан тоже достались нам в обмен на что-то, живых денег никто не платил, этот натуральный обмен я потом видел еще много раз.

Сияние

Сияние

Уже поздно вечером мы добрались до «финского» комплекса, где мой непосредственный руководитель, через каких-то своих знакомых договорился о предоставлении мне отдельной комнаты. Вообще «финский» комплекс или «финка», как называют его местные – это целый строительный городок, состоящий из очень теплых одноэтажных общежитий коридорного типа. Эти домики, разработанные и изготовленные в Финляндии, монтируются из утепленных «сендвич-панелей», выдерживают экстремальные температуры и обеспечивают комфортное проживание газовикам, нефтяникам, строителям или геологам. Небольшие чистые и уютные комнаты имеют лишь один минус – повышенную звукопроницаемость, но на фоне всего старого городского жилищного фонда, этот комплекс – просто вершина цивилизации. В таком «финском» общежитии есть общие душевые и кухня, где можно самостоятельно готовить, а на входе за специальной стойкой иногда находится женщина, которую условно можно назвать администратором корпуса.

Утром к определённому времени, зная, что за мной приедет водитель, я собрался и пошел к выходу из домика. Подойдя к двери и потолкав ее изнутри, я понял, что она не открывается. Я хотел было поискать администратора с ключами, но два мужичка, шедшие на работу, только посмеялись над моим предположением, что дверь заперта. Дружно разогнавшись, они вместе с разбега толкнули дверь плечом. Действовали они слаженно и напористо, видимо, не в первый раз, и дверь нехотя открылась. Каково же было мое удивление, когда я понял, что причиной нашего плена стал тот факт, что за ночь дверь до половины занесло снегом, и на крыльце образовался огромный сугроб, мешавший открыванию двери. И это в середине апреля!

Скульптуры

Скульптуры

Приехав на работу и начав знакомиться с сотрудниками, я тут же получил приглашение прийти вечером в гости «на картошку». Для меня как для человека, приехавшего «с большой земли», показалось странным, что люди считают деликатесом картофель, и я решил, что приготовлены все-таки будут рыба или мясо, а картошку подадут на гарнир. Как я ошибался! Вечером во главе стола одиноко красовалась лишь именно молодая польская привозная картошечка, купленная за баснословные деньги и просто пожаренная с лучком. Что поделать – другие ценности!

Вообще люди очень часто собирались посидеть разными компаниями в разных квартирах и офисах. В одной компании за столом мы насчитали 16 национальностей. Я слушал рассказы о том, как раньше на вертолете летали на свадьбу в город или за ягодой в лес, как тонула в болотах тяжелая гусеничная техника и ее бросали там навсегда, как добирались до Ямбурга неделями. Люди смеялись над тем, что в лютый мороз раскалывались металлические молотки, словно сделанные из стекла; пили за тех людей, которые не раскололись на бескрайних землях Ямала. Но главные рассказы людей всегда сводились к тому, как они скоро уедут жить из Нового Уренгоя «на землю», купят дом или квартиру, или уже купили, и вот-вот уже через два годика, буквально через годик… Многие так «уезжают» десятилетиями и в конце концов их хоронят там, север затягивает людей.

Спорткомплекс

Спорткомплекс

Пришло все-таки и мое время снять нормальную однокомнатную квартиру в Уренгое. Люди там часто переезжают, и сдаваемых квартир очень много. Сначала, опять-таки по знакомству, я снял квартиру далеко от работы на «северке» — северной части города. Обычная квартира в панельном доме, заехав в которую я начал генеральную уборку и нечаянно захлопнул дверь, вынося очередные баулы с мусором. Вообще на ключи и замки мне не везло. Я попросился позвонить от соседа, и пока приехали мои коллеги, он поил меня чаем, как старого приятеля, предлагал водки и травил байки. Мне кажется, он даже расстроился, когда пришла моя пора уходить.

Приехавшие коллеги вызвали пожарных и те открыли дверь, раздвинув лестницу и войдя через балкон. Они посмотрели мой паспорт с тюменской пропиской, и он их вполне устроил, не смотря на то, что хозяин квартиры находился в это время в Москве. Пожарные не взяли денег и, попрощавшись, уехали по своим делам. Кроме дальности расположения, основным недостатком этой квартиры были тараканы, о чем я и сообщил хозяину. Он искренне поблагодарил меня за приборку и попросил захлопнуть дверь, уходя, что я и сделал.

Северка

Северка

Вторая квартира располагалась на «южке» — южной стороне, возле моей работы, и я мог полноценно использовать свой «удлиненный» обед и даже подремать во время него. Во второй квартире из мебели были лишь кухонный гарнитур, диван и две 90-ватные колонки, которые я использовал как стулья. В ванной не хватало немного плитки, и один мужчина пообещал мне помочь, он сказал, что у него как раз есть такая плитка, и он положит мне ее в ванной бесплатно. Я передал ему ключ, и мы условились, что работать он будет в мое отсутствие, а уходя, захлопнет дверь, оставив ключ на полке.

Я же в свою очередь, зная о его любви к пиву, в благодарность купил ему ящик пенного напитка и расставил в прихожей, оставив соответствующую записку. Когда я пришел с работы, я увидел, что из 20 бутылок мастер взял лишь 10, пояснив свои действия запиской: «не подошла по цвету». Зайдя в ванну, я испытал культурный шок, плитка действительно совпадала по размеру, но в моей белой ванне теперь была вставка размером 2м на 1м из плитки коричневого цвета! Потом меня опять подвел замок, на сей раз он сломался. Мы искали лестницу, несли ее через полгорода, лезли в окно второго этажа и потом несли лестницу обратно, никто из горожан даже внимания на нас не обратил и не задал ни единого вопроса – странно!

Елка в городе

Елка в городе

Вообще в Новом Уренгое очень много странного и интересного, например сильнейшие ветра, дующие даже в казалось бы закрытых дворах. Или резкие и очень сильные смены температуры, от которых страдают многие люди. Но конечно, самые удивительные в Уренгое сами люди. Например, у нас на работе постоянно присутствовал один мужчина, его жена работала в нашей организации, а он работал водителем в совершенно посторонней фирме! Так вот, он так часто помогал нам и возил на своем транспорте, что нам уже казалось, что он наш водитель. И что вы думаете, в итоге его взяли водителем к нам!

Или вот такая история: вокруг Нового Уренгоя идет шикарная объездная дорога, и по ней очень часто гоняет на машинах молодежь, а люди постарше, не найдя себе другого занятия, просто неспешно наматывают по ней круги, слушая музыку в своем автомобиле. Такое вот хобби у людей.

Или вот Ямбург – закрытый добывающий городок в 300 км от Уренгоя, куда состоятельные родители устраивают на работу своих детей, ограждая от соблазнов и пороков и давая им одновременно возможность подзаработать. Иногда мне кажется, что моя поездка в Новый Уренгой по колоритности и разнообразию происходящего превышает даже мой переезд из Тюмени в Турцию, уже опубликованный на этом сайте.

Не секрет, что в Уренгое люди хорошо зарабатывают, и я столкнулся там с тем, что многие уже не знают, куда потратить деньги. Например, один человек хочет приобрести шикарный внедорожник, и у него есть вся необходимая сумма, но у него на два года забрали права. Другой не знает где купить квартиру, рассудите сами: из Волгограда человек уехал в 6 лет, никого там не помнит и ничего там не знает, какой смысл там покупать жилье? Учился человек в ВУЗе в Тюмени, но, не смотря на то, что город стал родным — это и не родина и не желанное место для проживания после отъезда из Уренгоя. В Уренгое у него служебная квартира, в которой он будет жить до отъезда, в итоге человек остался без корней, и ищет место на карте, куда можно было бы переехать после выхода на пенсию или раньше.

Еще один человек поехал (давно уже) за праворукой машиной во Владивосток и купил там случайно грузовичок с холодильником, и дабы не ехать пустым, набил его рыбой и икрой. Приехав, человек распродал «улов» в Уренгое по таким ценам, что отбил и машину и дорогу. Смекнув, что к чему, он сделал еще несколько рейсов, привозя только икру, купил себе квартиру и обставил ее. Теперь, продолжая возить икру по инерции, говорит, что не знает на что дальше тратить деньги. Ему нравится его грузовичок и он не хочет другую машину, ему нравится его квартира и его жизнь, но в ней больше нет цели.

Банк

Банк

Через два месяца моего пребывания в Новом Уренгое снег растаял и сугробы превратились в полуметровую ледяную кашу на дорогах. Люди засобирались в свои длинные полярные летние отпуска, а я оставался работать в этом городе еще на 10 долгих месяцев. Выступления редких артистов на центральной площади, да посещения малочисленных кафе, постоянно занятых то выпускными, то свадьбами, то юбилеями – стали моими основными развлечениями на следующий год.

Летний выезд на пикник, с уговором, что водитель приедет за нами через шесть часов, обернулся тем, что мы так замерзли, что вынуждены были присыпать костер песком и лечь на него, укрывшись покрывалом, дабы согреться. Приближению машины я так еще никогда не радовался!

Пикник

Пикник

Потом настало душное лето, полное гнуса и комаров, но вода в реках для купания так и не прогрелась, хотя многие отчаянные уренгойцы ныряли в ледяную воду, подогревшись изнутри. Впрочем, так же весело они ныряли потом и зимой в купель в пятидесятиградусный мороз.

Лето

Лето

В общем, северные люди и города – очень особенные, и я был бы рад, если бы мой ребенок прошел свою трудовую школу жизни, начав работать именно на Севере.