Как мы переехали из Бишкека в Крымск

Почти каждый здравомыслящий человек помнит лихие 90-е года. Кто-то в то время налаживал свой бизнес, кто-то выживал из-за разрухи в стране, а вот моя семья в 1992 году решила переехать из родного Бишкека (тогда он гордо назывался Фрунзе) в Краснодарский край, а именно в Крымск.

 

Я хоть и была совсем маленькой, но прекрасно помню свой родной Бишкек: зеленые улицы, полно точек продаж дынь и арбузов (которые, кстати, совсем иные по вкусу, чем мы покупаем сегодня в магазинах), с деревьев осыпается абрикос и черешня прям на землю. На базаре торгуют лепешками, сухофруктами, тянутым лагманом и самсой Люди все доброжелательные и гостеприимные – не попив чашечку чая, гостя домой не отпускали=) 

  

Решение о переезде родителям было принять непросто: в Киргизии родилась моя родня по маминой линии, именно там зародилась наша семья, и что там говорить, жили мы очень хорошо. Папа работал в такси, мама – медсестрой в родильном доме. Был свой большой дом со своим двором. Все родственники и друзья жили в Бишкеке, и казалось, жизнь идет только в гору. 

Но в какой-то момент все изменилось – киргизы, которые всю жизнь проживали в горах Тянь-Шань в своих аулах, вдруг вспомнили, что у них есть Бишкек. Поскольку мы русские, места нам в «Новом Бишкеке» не нашлось, и как сейчас сказали бы «нас стали выживать». Поменялась власть, законы, ввели обязательный киргизский язык, не зная которого не брали на работу, а в школах русский язык преподавали один раз в неделю. Именно это и послужило причиной переезда в Россию.

Такое решение приняли не только мы. Улица, по которой мы жили, была очень дружной. Я до сих пор помню, что ворота во двор практически весь день были открыты для гостей. Вместе отмечали праздники, родители оставляли своих детей друг у друга, выручали в трудные минуты, вместе радовались и переживали. С некоторыми соседями моя мама дружила с самого детства.  И вот в один прекрасный вечер семь семей с нашей улицы решили продать свои дома и уехать. Вопрос куда именно стоял недолго: поскольку в Киргизии теплый климат, по карте выбирали место с похожими климатическими условиями, а это, несомненно – Краснодарский край. Небольшой городок Крымск привлек моих родителей и всех остальных не только тем, что там тепло. Всего в40 кмот города располагается Новороссийск, где Черное море, а столица края – Краснодар, в100 км.

Первая проблема, с которой столкнулись – дороговизна контейнера. От Бишкека до Крымска3800 км. Поскольку на тот момент у родителей и у остальных семей было нажито кое-какое имущество, оставлять его никто не хотел. Дома проданы, контейнеры упакованы, и кто же мог подумать, что деньги, вырученные за дом, лишь покроют стоимость контейнера. Лишь те, у кого были отложены кое-какие средства, ехали со спокойной душой, что купят себе новое жилье. Мои родители в их число не входили. Мы ехали с мебелью, с кое-какой техникой, но без машины и без средств на покупку дома.

Пожалуй, не нужно говорить, что совместный переезд нас очень сблизил. У всех семей были маленькие дети, нетрудно представить всю сложность. Отправив контейнер (который шел целый месяц), мы сами сели в поезд. Добирались мы 6 дней. За это время все изрядно устали, а самое ужасное – дети подхватили вшей, выводить которые пришлось керосином, ведь раньше не было таких шампуней и средств, как сегодня. Крымск нас встретил морозной ночью. Я до сих пор вспоминаю, как блестел снег, когда мы вышли из поезда. Кстати, в те годы, зима в Краснодарском крае была намного холоднее, и было очень много снега. 

По приезду одна семья сразу купила большой дом и все остальные поселились у них, до тех пор пока не найдут себе жилье. Жизнь там была похожа на жизнь в коммуналке: еду готовили огромными 20-ти литровыми кастрюлями, куча детей, взрослых, но никто не жаловался, и постепенно осваивались на новом месте. Дом находился (и до сих пор эта семья там живет) в тупике, то есть у нас были всего одни соседи – коренные кубанцы…Как оказалось, народ здесь весьма непростой и не такой гостеприимный, как у нас в Средней Азии, но об этом чуть позже.

Как нас встретил Крымск

Сразу хочется сказать про атмосферу, которая царила в Крымске: рынок, который сложно было назвать рынком, работал с 6 -00 до 10-00. То есть не успел проснуться и приехать — остался без продуктов. В 10:30 на рынке оставались торговать три старушки с семечками и луком-сеенкой. В магазинах были пустые полки – в общем, типичная картина тех времен. Общественный транспорт ходил очень плохо – порой было проще дойти пешком, благо город небольшой! 

 

Город малонаселенный, далеко не чистый. Увидев всю обстановку, хозяева дома, в котором мы жили и мои родители, решили открыть свой бизнес в сфере торговли. Начали с продажи яиц – покупали на птицефабрике и продавали дороже. Так появились первые заработанные деньги. Приобрели машину и в одно прекрасное утро, заводя ее на работу, увидели, что проколоты колеса… В каждом колесе торчали гвозди. Поскольку были лишь одни соседи, подозрения пали на них и представьте себе, как они без стыда и совести аргументировали свой поступок: — «Мы здесь из спокон веков живем, у нас машин нет, а вы понаехали тут неруси, и сразу машину купили!». Сразу скажу, что мы не неруси, а русские, которые вернулись на Родину. Вот так мы поняли, куда приехали. То, что нас никто не ждал – понятное дело, но то, что нас так встретят – никто не ожидал.

Со временем все семьи нашли себе свое жилье, работу и съехали. Мы в том числе. Кто-то купил дом не в городе, а в ближайшем поселке, кто-то приобрел квартиру.

Мама с папой не могли на тот момент приобрести свой дом, а потому сняли небольшой саманный домик с печкой. Папа первое время работу найти не мог, а потому решил гонять машины из Бишкека в Крымск. На эти деньги жили и откладывали. Это были тяжелые будни для моей мамы, которая одна, в чужом городе сидела просто дома, колола сама дрова, топила печку и ждала мужа.

Следующая проблема, с которой мы столкнулись – гражданство. Во всех инстанциях нам повторяли одно и то же: — «Вас никто сюда не звал. Езжайте в Среднюю полосу России. Там вас примут и дадут и гражданство, и работу, и дети ваши пойдут в детский сад». Поскольку у нас было киргизское гражданство, на работу было устроиться непросто. Мало того, в паспортном столе были дикие очереди, потому как мы далеко не единственные, кто переехал из Средней Азии. В Крымске проживает очень много беженцев из Казахстана.

Прошли годы, прежде чем мы стали полноправными жителями своей страны. Мама устроилась медсестрой в местную поликлинику, я пошла в садик. Жизнь вроде пошла своим чередом.

Впоследствии было еще много попыток открыть свое дело, но папа не мог ждать долго прибыли, а потому так и гонял машины из Киргизии для последующей продажи.Через несколько лет мы купили свой небольшой домик, а в1996 г– полдома, который по качеству и размеру был больше предыдущего. На тот момент папа работал в такси в соседнем городе Новороссийске и надо сказать, у него неплохо получалось. Удавалось на что-то копить и мои родители решились на второго ребенка. Появилась моя сестренка.

Когда мне исполнилось 14 лет, мы снова столкнулись с проблемой. Я, как и все мои одноклассники, подала документы на получение паспорта. И каково же было мое удивление, что я оказалась не гражданкой России! То есть у моих родителей уже было давно гражданство, а я как будто не с ними. Оказалось, что при переезде, в паспортном столе Бишкека не указали, что я есть у родителей. Для разрешения этого вопроса, я писала заявление о том, что я действительно дочь своих родителей и в Бишкек возвращаться не хочу. Как у нас часто бывает – письмо потерялось…Написала снова…Ответ пришел через 2,3 года! Вот так, свой первый паспорт я получила в 17 лет.

В школе со сверстниками у меня проблем не было – черномазой киргизухой меня никто не обзывал, но удивляет один очень важный фактор: гостеприимность кубанцев. Когда ко мне приходили подружки, чтобы сделать уроки, мои родители первым делом наливали чай, угощали конфетами и фруктами. И только после этого мы шли учиться. Интересен тот факт, что некоторые мои сверстники никогда не заходили ко мне – им родители запрещали. Следовательно, когда я приходила к кому-то – меня тоже не приглашали. Для нас, как для людей из Средней Азии, это было абсурдным. Как можно оставить человека, который  пришел к вам, оставить даже не на пороге, а на улице, за воротами? Привычка заводить к себе домой всех, кто к нам пришел – у меня осталась до сих пор. И когда мы вспоминаем свое детство с друзьями, все говорят: — «Юлька, ну твоего папу мы не забудем никогда – всегда и чаем напоит, и конфетами накормит, еще и с собой в карманы сладости  даст!»

Еще один странный момент, который мы заметили, живя на Кубани. Дело в том, что в Крымске в основном у всех частные дома, со своим двором и местом возле двора. Для того чтобы никакие машины не разворачивались возле дома, хозяева посередине ставили (и что там говорить, до сих пор ставят) большие булыжники…Не понимаю, что здесь такого, что возле твоего дома развернется машина, но факт остается фактом. Жадность берет над людьми верх.

Сейчас моя родня так и живет в Крымске и наш круг общения если и потерпел изменения, то совсем небольшие. В основном все такие же как и мы, из Средней Азии.

Я же живу теперь в Санкт-Петербурге, но это уже другая история моего переезда.