Переезд из центра Москвы в Самару

Есть расхожая поговорка «хорошо там где нас нет». Я думаю многие из читателей удивятся — из Москвы в Самару?! Да еще из ЦАО?! Моя история переезда насчитывает чуть ли не десять лет. Жизнь «на два города», а затем волевое решение, и вот я житель города на Средней Волге.

Полагаю, длинные предыстории «как я дошел до жизни такой» вряд ли будут интересны читателям. В двух словах — Самара — родной город моей матери. Большую часть жизни моя семья прожила в Москве. Рассказчик этой истории родился в Москве. В свое время мы обзавелись парой квартир «на исторической Родине» и периодически путешествовали из Москвы в Самару и наоборот (да, такие странные люди).

О Москве

Начну свою историю, пожалуй, c Москвы — города в котором я родился и прожил половину своей жизни. Москва, несмотря на то, что я оттуда уехал — осталась моим самым любимым городом. Смысла тонуть в эпитетах о невероятной крутости этого города я не вижу — поверьте на слово: Москва — это действительно мегаполис с большой буквы. Город с потрясающей архитектурой и энергетикой. Но, как известно, за все нужно платить — и жители Москвы расплачиваются за те блага, которые дает им город, бешеным ритмом жизни, сверх конкурентной средой, чудовищными пробками и, как не прискорбно признавать — довольно низким уровнем личной безопасности. Живя в таком гигантском городе чувствуешь себя даже не «винтиком в системе», а «микроскопической песчинкой».

Вид на Moscow City с Большой Дорогомиловской улицы

Вид на Moscow City с Большой Дорогомиловской улицы. Фото Андрея Лазарева

Отдельная история это Московский Метрополитен — он прекрасен и ужасен одновременно. Прекрасен своим инженерным совершенством и архитектурой станций, а ужасен — просто запредельным пассажиропотоком — пробки гонят людей под землю (даже если у вас есть личный автомобиль, вы все равно в один прекрасный момент попадете в летнюю метро давку — ощущения незабываемые). А еще вокруг Москвы периодически случаются торфяные пожары — я думаю многие из нас запомнили лето 2010 года.

Дымное лето 2010 года

Дымное лето 2010 года. Фото by spokladov (https://fotki.yandex.ru/users/spokladov/)

Мы жили в Красносельском районе — до сих пор вспоминаю нашу квартиру и потрясающие «сталинки» в постконструктивистском стиле по соседству. Инфраструктура? Магазины? Сфера услуг? — в центре Москвы есть все. Сравнивать с другими городами бесполезно — разве что с Токио или NY.

Но как я уже говорил у любой медали есть обратная сторона. Неподалеку располагалась площадь трех вокзалов: темные личности, мигранты и бомжи прилагались в комплекте. От их визитов в мой подъезд не спасала даже огороженная территория. Москва переживала в то время не лучшие свои времена — в воздухе витала тревожная атмосфера, кризис только набирал обороты… Удивительно, как быстро может изменится город такого масштаба — буквально за пару лет.

Вид на Комсомольскую площадь

Вид на Комсомольскую площадь. Фото by Mixas (https://fotki.yandex.ru/users/rimial/)

В итоге было принято решение — «в глушь, в Самару!» (на самом деле Самара это не какая не глушь и ниже я постараюсь подробно рассказать вам об этом неоднозначном городе на Волге) — я поступил в Самарский Государственный Университет, и через пару лет после переезда мы пришли к выводу, что смысла «держать на балансе» московскую недвижимость нет — было принято коллегиальное решение продать любимую квартиру скрепя сердцем.

И вот, я не москвич. Здравствуй, Самара! Снова здравствуй…

Что из себя представляет современная Самара? И каково здесь жить?

Итак, я думаю, что не помешает краткий экскурс в городскую среду: Самара город не маленький, хотя по сравнению с московскими масштабами он и кажется совсем небольшим. Она вытянута вдоль Волги на добрые 50 километров — при этом в городе существует только две основные транспортные артерии: Ново-Садовая улица (плюс ее улицы-дублеры) и Московское шоссе. В итоге транспортная связанность и проницаемость оставляют желать лучшего — пробки для самарцев дело привычное. Они подчас чем-то напоминают московские, но в «миниатюре».

Улица Ново-Садовая

Улица Ново-Садовая. Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

Водят в Самаре как в Каире или Бомбее, ну, может, чуть лучше. Хамство на дорогах для наших краев обычная вещь. Приоритет имеют местные обычаи, а не ПДД.

Дороги теперь усиленно ремонтирую к грядущему чемпионату мира по футболу — раньше даже центр города представлял из себя «лунный ландшафт». Парковок для автомобилей не хватает, от слова совсем. Общественный транспорт Самары, не побоюсь этого слова, кошмарен — по дорогам мчатся стада маршрутных такси (среди которых до сих пор встречаются «Газели» и «Пазики»). С электротранспортом тоже не все весело: трамваи просятся в музей — они в большинстве своем изношены, и довольно скверно обслуживаются (в СМИ периодически всплывают истории об очередном крушении самарского трамвая). Троллейбусы чувствуют себя чуть лучше но тоже не блещут. Местный метрополитен имеет единственный, но очень существенный недостаток — его никак не могут дотянуть до железнодорожного вокзала.

Самарский вокзал

Самарский вокзал. Фото by alex-novak79 (https://fotki.yandex.ru/users/alex-novak79/)

Кстати о вокзале — Самарский один из крупнейших в России, современный и довольно красивый. В общем если вы ищите город с хорошей системой общественного транспорта и инфраструктурой — Самара явно не ваш выбор. Для комфортной жизни в этом городе понадобится собственный автомобиль и место для его парковки.

О районах Самары

Многие замечают, что Самара как будто сшита из разных городов: с разным ритмом жизни и менталитетом жителей — сказывается быстрый рост в советский период. Есть так называемый старый город, который располагается в Самарском и Ленинском районах (правда нет однозначного мнения, где он заканчивается).

Старый город это место контрастов — именно там можно повстречать покосившиеся дореволюционные домики, в окружении которых стоят современные и довольно дорогие многоэтажки. При этом из соседних домиков на улицу текут стоки от стиральных машин, а дворики заставлены нехитрым скарбом жильцов, летом на веревочках сушится белье… К сожалению, в Самаре никогда особо не заботились об историческом центре, и он постепенно уходит с карты города.

Старая Самара

Старая Самара. Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

Ленинский район — пожалуй самый притягательный с точки зрения архитектуры современной — есть много достойных проектов, в большей степени именно он формирует особенный архитектурный облик Самары, наряду с Самарским районом — если нужна атмосфера и ритм жизни купеческого города на Волге — вам туда. Только нужно учитывать, что престижные и удобные для проживания кварталы находятся главном образом на спусках к набережной — и зимой в гололед можно получить массу острых ощущений, выезжая оттуда на машине.

Самарский и Ленинский район входят в тройку самых дорогих районов Самары. По большому счету именно они определяют «лицо города» — тут можно найти неплохие ресторанчики и кафе, а также модные бутики.

Отдельно стоит остановится на Площади Куйбышева в Ленинском районе — это крупнейшая площадь Европы. Рядом с ней расположен оперный театр и квартал высотный застройки (он же «Европейский квартал») — на мой взгляд одно из самых приятных для жизни мест в Самаре.

Европейский квартал

Европейский квартал. Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

«Старый город» — это узкие улочки, неспешность, блеск и нищета в метрах друг от друга — город сохранивший дух маленькой купеческой Самары.

Деловой центр города расположился в Октябрьском районе — тут даже есть местный «сити» с парой офисных высоток и компактными торговыми центрами (станция метро «Московская»). Октябрьский район активно строился в 70-е и 80-е годы двадцатого столетия — с точки зрения архитектуры в Октябрьском районе преобладают кирпичные и панельные здания типовых проектов, перемежаемые современными высотками.

В Октябрьском районе также располагается местный аналог «Рублевки» — так называемые «Просеки»: район на берегу Волги, застроенный дорогими коттеджами — просеки тянутся через половину Октябрьского района и уходят в район Промышленный, заканчиваясь на Студеном Овраге.

9-я просека

9-я просека. Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

Вообще, Октябрьский район с точки зрения инфраструктуры и сферы услуг, пожалуй, превосходит все остальные районы города. С одной стороны тут есть дорогие гастрономы и бутики модных брендов, c другой стороны есть ориентированные на массовый сегмент Моллы. Чем-чем, а вот количеством крупных торговых центров на душу населения Самара может потягаться даже с Екатеринбургом и «Северной столицей». Например, достраиваемый в данный момент «Гудок» — крупнейший торговый центр за пределами Москвы и Санкт Петербурга

В Октябрьском районе чувствуется ритм большого города — по широким проспектам едет нескончаемый поток автомобилей, люди спешат на работу, вечером светятся огнями многочисленные офисные центры. Это Самара современная: экономический центр Средней Волги.

Торговый центр "Космопорт"

Торговый центр «Космопорт». Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

Железнодорожный район — это ворота города. Именно его вы видите, приехав на поезде в Самару. С одной стороны Железнодорожный район примыкает к Ленинскому и застроен дорогими высотками, но большая часть района — это жилые кварталы советского периода.

Промышленный район Самары, несмотря на его название, застроен преимущественно не заводами, а жильем (сказывается процесс джентрификации — старые заводские территории застраиваются высотными домами и торговыми центрами). Также в Промышленном районе расположены крупнейшие в городе медицинские центры. Хороший район для жизни: в плане лоска он уступает Октябрьскому — зато может похвастаться современной планировкой кварталов и менее «кусачими ценами» на недвижимость.

Перечисленные районы Самары составляют «как бы» ее центр, хотя для Самары с ее географией и рельефом понятие центра весьма растяжимое, и между жителями районов кипят споры — кто из них «центрее».

Соседство старого и нового

Соседство старого и нового. Фото Людмилы (https://fotki.yandex.ru/users/bordunova2010)

Дальше мы попадаем в Самару промышленную, суровую (как Челябинск) и с особенным колоритом и менталитетом жителей. Особенно выделяется — Кировский район, который вы не перепутаете ни с одним другим районом Самары. Он застроен монументальными «сталинками», которые и спустя многие десятилетия, несмотря на потрепанный вид — будто переносят нас в 40-е годы.

Советский район застраивался позже — по нему можно проследить развитие массового домостроения — от «хрущевок» и до современных многоэтажек, хотя попадается и «сталинский ампир». Промышленная часть Самары — самая населенная, именно ее жители строят ракеты в космическом центре «Прогресс».

Куйбышевский и Красноглинский районы самые отдаленные. Красноглинский район славен экологией и кварталами, которые строили пленные немцы. А Куйбышевский район плавно перетекает в город-спутник Новокуйбышевск — Центр нефтехимической промышленности.

Особенной суровостью жителей славятся: «Стошка» (116 километр), «Безымянка» (Родина «Фураг»), «Зубчага» — (Зубчаниновка) и Запанской — это наш местный «Детройт».

Вид на Безымянку

Вид на Безымянку. Фото by kamorV (https://fotki.yandex.ru/users/kamorv)

Мои субъективные впечатления о Самаре

Что же касается субъективных впечатлений — Самара, возможно, не самый красивый город, но у нее есть свое лицо и атмосфера. За те полтора десятка лет, которые я знаком с этим городом — Самара поразительно изменилась и «выросла» — в размерах и высоте зданий (Самара — город с самыми большими «высотками» Поволжья).

Климат в Самаре резкий и континентальный. Летом — жара. Зимой — трескучие морозы с сугробами. Самара очень пыльный город — весной когда стаял снег в воздухе висят тучи пыли. А когда пыль прибивают весенние дождики, и на деревьях распускаются листья — место пыли занимает тополиный пух.

Пожалуй, у Самары лучшие набережные: ни в одном другом городе на Волге вы не найдете таких — любимое место для променада у всех без исключения самарцев. На набережной красуется памятник основателю Самары — князю Григорию Засекину.

Памятник Григорию Засекину

Памятник Григорию Засекину. Фото Людмилы (https://fotki.yandex.ru/users/bordunova2010)

Менталитет в Самаре специфический — его не опишешь в двух словах. Но от центральной России отличается сильно. В Самаре не окают и не акают — никакого местного говора. Люди говорят помедленнее коренных москвичей — больше всего похоже на питерцев. К слову будет сказано: в Великую Отечественную войну, когда шла эвакуация, и Куйбышев был запасной столицей, именно к нам эвакуировали московскую и питерскую профессуру, ученых и деятелей искусства — некоторые из которых так осели в Самаре.

В Самаре есть куда пойти и что купить — но если сравнивать с Москвой — в Самаре очень скучно.

Цены на продукты в Самаре почти «московские». Чего не скажешь о зарплатах. Но стоит заметить, что на гипотетические 50 — 60 тысяч рублей в месяц в Самаре можно жить гораздо лучше чем в Москве (при наличии своего жилья).

Цены на недвижимость в хороших районах высокие: всего в два раза ниже московских. Разброс цен огромный — есть и особняки по сто миллионов, есть и ультрабюджетные квартиры за миллион.

Подводя итог

Доволен ли я переездом? — Да.

Хотел бы я вернутся в Москву? — Нет. Хоть я и уезжал со слезами на глазах…

А где комфортнее жить?- в Самаре! В Самаре жить спокойней, в Самаре жить безопасней.

Есть еще один тонкий момент — в Самаре выгодней вкладывать свои деньги в недвижимость: жилую и коммерческую. Город развивается. Город ждет чемпионат мира по футболу. Доходность у самарской недвижимости выше чем у московской: и сейчас, и десять лет назад. Не вдаваясь в примеры — лучше купить торговые помещения в Самаре для того, чтобы сдать их в аренду, чем сдавать в аренду квартиру в Москве…

В общем suum cuique, как говорили древние римляне. Я о своем выборе не жалею. Надеюсь моя история будет интересна тем, кому «не сидится».