Путешествие из Краснодара в Иркутск и обратно
Волею судьбы мне довелось пожить в славном городе Иркутске. Попала в этот город я из-за очень вынужденных личных обстоятельств и проживала в нём с июля 2015 года по июль 2016 года. Хочу поделиться впечатлениями о нём.
Сразу хочу отметить одну деталь. В комментариях к статье об Иркутске кто-то очень остроумно написал: «Да вы, мол, надоели со своим Иркутском!» Могу сказать, что это очень оригинально: ведь тема и есть про Иркутск, так о чём же в ней писать ещё? Но вот я что заметила на этом сайте: в какую тему ни зайдёшь, везде только и пишут, что о Краснодаре. Так и хочется написать им: «Да вы надоели со своим Краснодаром, напишите, наконец, про что-нибудь другое!» К сожалению, я не буду оригинальной и, поскольку я сама родом из Краснодарского края и прожила в Краснодаре пять лет, в своём рассказе об Иркутске я тоже буду писать про Краснодар. Заранее прошу меня извинить, но мне больше не с чем сравнивать, а без сравнений мой рассказ не получится.
Итак, о городе Иркутске по пунктам.
Про жителей
Прежде всего должна сказать, что первые встреченные мною в поезде жители Красноярска и Читы мне очень не понравились (не буду уточнять причины), и я со страхом ждала встречи с иркутянами. Сразу скажу, что я зря переживала.
Итак, я приехала в Иркутск и стала присматриваться к местным жителям. Что могу сказать? Первые… эээ… несколько… иркутян, которых я встретила в жизни, были откровенно неславянской внешности. Позже я увидела, что их действительно очень и очень много. Ей-Богу, в Краснодаре столько адыгейцев нет, сколько в Иркутске — я даже не могу разобрать кого, слишком много разных. Они везде. К тому же, мало того, что они любят стоять кучами по 10 — 15 штук, так ещё на обозримом пространстве могут стоять 10 — 15 таких куч. Из-за этого создаётся впечатление, что они сильно преобладают среди населения. Изредка в общественных местах встречаются славянские бабушки с неславянскими внучками или даже целые семьи с папой, мамой, детьми и бабушкой, где славянский только папа, и выглядит он при этом, как не пришей кобыле хвост. В общем, печальное зрелище, но привыкнуть к этому можно. Утешает то обстоятельство, что большинство монголоидно выглядящих жителей Иркутска на самом деле в душе русские, просто внешность у них нерусская.
Далее. На улицах очень бросается в глаза огромное количество курящих женщин разных возрастов. Курящих мужчин, мне кажется, меньше. Также пьют немало. Кроме того, население предпочитает разговаривать матом. При этом, что удивительно, они делают это совершенно без злобы — не ругаются, а именно разговаривают. Ну, может, у них диалект такой, я не знаю. Со временем я привыкла и перестала шарахаться от курящих женщин и оборачиваться на их матерящихся детишек, потому что увидела, что они совершенно безобидны и что здесь так принято. Как и написано в Интернете, сибиряки действительно добрые, дружелюбные и приветливые люди. Ну просто не знают они литературного языка, а разговаривать как-то надо.
Правда, есть у их дружелюбности и отрицательная сторона: иногда со своей приветливостью они так настойчиво лезут в тарелку к чужому человеку, так выпытывают, что другой человек ест, что так и хочется стукнуть их этой самой тарелкой, но рука не поднимается — они же такие добрые.
Ещё что. Женщины Иркутска летом почти поголовно ходят в платьях. Столько разных красивых платьев в Краснодаре я отродясь не видела, и просто любовалась ими. В общем, иркутянки, без сомнения, прекрасны — пока не откроют рот. Однако местные мужчины любят их и такими — по всему городу висят плакаты типа «Любимая, с днём рождения!» и прочими признаниями.
В транспорте молодые люди обоих полов уступают место пожилым — не всегда, но очень и очень часто. Видно, что это не случайность, а норма. Когда я приехала, мне многие предлагали помочь нести сумку — причём даже девушки! Со стороны девушек, по-моему, это уже перебор. Не надо так, девочки.
Иркутяне всегда помогут и расскажут, как проехать туда-то и туда-то. Даже если их об этом и не просишь (некоторые туристы, бывает, стесняются).
Вообще, иркутяне милы и не ксенофобны. Например, мне никто никогда не указывал, что я говорю на диалекте Краснодарского края. Тогда как в Краснодаре мне на каждом шагу тыкали носом, что у меня якобы «акцент», хотя мои предки более двухсот лет живут на этой земле и говорят именно так, а тыкали мне приезжие, которых у нас уже больше, чем местных. В Иркутске же нашёлся только один человек, который смеялся надо мной, издевался и даже передразнивал, но, учитывая, что такой человек был реально один во всём городе, я могу заключить, что это был тот самый «урод», без которого в семье не обойдёшься. К тому же он маленький мальчик (19 лет). Больше ни один иркутянин не говорил мне ни слова об этом, пока я сама не заводила речь о том, откуда я родом. Бывало, если в транспорте я разговаривала по телефону с матерью, пассажиры аж шарахались от меня, жались друг к другу и смотрели дикими глазами, но мне замечаний не делали.
И вообще, жители Иркутска мне показались гораздо лучше, чем жители Краснодара. Почему это так — я представить не могу. В то, что в Краснодаре живут краснодарцы, я никогда не поверю, потому что прекрасно знаю, что за последние сто лет нас очень основательно истребили, и нас осталось крайне мало. Поэтому в Краснодаре живут те же сибиряки, дальневосточники и прочие северяне, спросите у кого хотите. Но почему они гораздо злее и недовольнее, я не понимаю. Может, они не рады, что переехали, а иркутяне сидят дома и радуются? Может, те решили, что не у себя дома можно творить всё, что угодно, а эти ведут себя нормально, потому что дома? Не знаю, но это так и есть. Сибиряки в Краснодаре — невыносимы. Сибиряки в Иркутске — прелестны. К сожалению, похоже, что в Краснодар едет весь сброд со всей страны, а люди получше остаются на местах, потому что им и там неплохо…
Ещё. Меня очень удивило отношение иркутян к работе. Могут запросто опоздать или даже не прийти, предупредив начальство за пять минут до начала рабочего дня (если вообще предупредив). И начальство на это смотрит нормально, хотя и сильно матерится, но они ведь вообще матом разговаривают, так что не факт, что начальство в этот момент именно злится, а не просто констатирует факт. У меня это просто в голове не укладывается — я бы на месте начальства просто расстреляла бы, а потом бы уволила, а иркутяне отделываются штрафом и продолжают в том же духе. Может, я и ошибаюсь: я наблюдала такое на не очень престижной работе. Может, на работах получше жители и ведут себя поприличнее, но, по-моему, работать везде надо, раз уж взялся за это. Они же просто платят штрафы.
В разделе о жителях, я думаю, надо сказать и о криминале. Несмотря на то, что в статье об Иркутске очень и очень много написано про криминал, я ничего подобного не увидела. Даже представить себе не могу, какой тут может быть криминал, ведь жители такие милые. Что же, будем считать, что мне повезло. Справедливости ради надо отметить, что объявления о пропаже людей появляются на остановках довольно часто. Хотя собаки пропадают в Иркутске гораздо чаще. Что касаемо гопников — я точно не знаю, кто это такие, но если это те, кто орёт ночами на детской площадке под окном, то да — они имеются. Однако с наступлением зимы самоликвидируются. То же касается курящих и матерящихся — их тоже становится заметно меньше с понижением температуры воздуха. Так что осенью я пришла к выводу, что ходить по улицам можно спокойно. Весной, правда, они активизируются снова.
Далее. Мне не понравилось, что иркутяне ругают свой город. Не понравилось, что меня осуждают за то, что я переехала из Краснодара, и говорят, что у них, наоборот, все едут в Краснодар. Короче говоря, по моим наблюдениям, 100% иркутян уверены, что 100% иркутян переезжают в Краснодар. Кто тогда живёт в Иркутске — я не знаю, хотя догадываюсь. Скорее всего, те, о ком шла речь во первых строках моего письма. В таком случае мне очень обидно за иркутян. Зато мне понравилось, что у них хватило ума выбрать себе другого губернатора, хотя и только во втором туре. Это большая редкость сейчас в России, если губернатором оказывается не представитель правящей партии. Значит, всё-таки иркутяне хотят и могут попытаться изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому я горжусь и восхищаюсь ими. Хотя политическая борьба тогда была в буквальном смысле — чуть ли не до мордобития. Я сама это видела, и мне показалось, что я в девяностые попала.
Однако, иркутяне мне в целом очень понравились.
Про климат, природу, погоду и экологию
Тут уж я вообще не согласна с тем, что написано в статье о среднемесячной и прочей температуре. В июле, когда я приехала, было очень жарко. Временами. А иногда ужасно холодно. Перепады температуры были от +34 до +12 градусов. После Краснодара меня это ничуть не удивляло, тем более, что в Иркутске это хотя бы в разные дни бывает, а там в один. А вот когда я впервые увидела дождь из окна второго этажа, то я решила, что он какой-то странный — вертикальный, как душ. Не сразу сообразила — у них во время дождя нет ветра!!! Я была потрясена. Потом я обнаружила, что у них и вообще как-то нет ветра. Для меня это, конечно, было дикостью, но приятно. Из-за отсутствия ветра вообще намного теплее при той же самой температуре воздуха, чем в Краснодаре.
Ещё что-то про влажность говорят, но я не понимаю и не чувствую этого. Когда я сообщила иркутянам, что у них нет ветра, они стали обещать, что ветер будет обязательно в феврале, и очень сильный. Я честно ждала, но «очень сильного» так и не дождалась. В конце февраля — начале марта действительно были ветры, но не постоянно, а порывами: то подует, то утихнет. Да ещё в Иркутске такой феномен: если мороз сильный, то ветра нет, а если ветер, то температура выше. Так вот, в конце февраля я почувствовала себя совсем как дома: минус восемь, ветер, всё продувает, пронизывает и промораживает насквозь, и никакой одеждой от этого не спастись. К тому же при повышении температуры повышается и влажность. Честно признаться, в Иркутске лучше при минус двадцати пяти, но без ветра, чем в Краснодаре при минус восьми, но с ветром. Вот в марте-апреле-мае ветры и вправду были сильные, но это уже была весна и уже не так страшно.
Далее. Когда я приехала, местные стали меня сразу же пугать, что в середине сентября выпадет снег и будет лежать до конца апреля. Я им ответила, что меня они не испугают, так как я переехала не из-за чудесного климата. 16 сентября действительно упали три снежинки, которые растаяли прямо в воздухе. Перепады температуры продолжались. В некоторые дни было просто ужасно жарко. 1 октября было опять жутко холодно, выпал снег, но через два дня растаял, и было опять тепло. Тут местные стали говорить, что это впервые в жизни у них такой тёплый октябрь, а обычно в это время уже зима. Значит, мне опять повезло. В конце октября опять выпал снег, потом лежал и медленно таял, потому что опять было тепло. Наконец, 4 ноября началась зима, и тогда я поняла, что теперь это уже на пять месяцев. В сказки про шесть (восемь, десять) месяцев зимы я уже тогда не верила.
Итак, лето в Иркутске показалось мне в целом очень жарким. Более того, скажу, что плюс 30 градусов в Иркутске ощущается как плюс 45 в Краснодаре. И наоборот — минус 30 в Иркутске — как минус 15 в Краснодаре. Другое дело, что в Иркутске плюс 30 бывает реже, чем плюс 45 в Краснодаре, а минус 30 в Иркутске — чаще, чем минус 15 в Краснодаре. А ещё, если верить погодным сайтам, в некоторые дни лета (частенько) в Иркутске теплее, чем в Краснодаре. Тут уж я не знаю, как это комментировать.
Далее. В июле я выбрала самый жаркий воскресный день и решила искупаться в великой сибирской реке. Непередаваемые, я вам скажу, ощущения. Когда я туда залезла, я почувствовала, что у меня не только ноги отнялись, но даже почки внутри меня. Вода — просто ледяная. И это при том, что я предварительно прочитала в Интернете, что вода в Ангаре холодная, а вот в Байкале — не холодная, а ледяная. Ну, не знаю, не знаю. Если в Ангаре такая, как я почувствовала, то в Байкал я решила даже не пытаться лезть. Остальной народ на пляже, очевидно, ничто не смущало. Более того, когда в сентябре я вышла на берег просто погулять, я и тогда обнаружила там купальщиков. В шоке.
Природа в Иркутске очень красивая. Особенно для меня, дочери степей. Горы, лес — всё для меня так непривычно. Конечно, может быть, не всем и не в любом возрасте понравится постоянно карабкаться по горам, но я была просто в диком восторге. Очень много деревьев. Город в тайге, тайга в городе. Если, допустим, в Краснодаре есть незастроенный участок, но он называется «поле», «пустырь». А в Иркутске такой же незастроенный участок — уже «лес», «тайга». Конечно, и смотрится это получше. Осенью в Иркутске особенно красиво — все деревья разноцветные. В моём городе как-то вообще нормальной осени нет почему-то. В Иркутске мало того, что она есть, так ещё осень чётко отделяется от лета и зимы, а зима — от весны. В Краснодаре же два времени года — осень (довольно мерзкая и какая-то неправильная) и лето.
Ну, про зиму в Иркутске могу сказать следующее. В ноябре нормальная температура днём — 17 — 20 градусов мороза. А иногда и теплее. Но кажется это не так страшно. Не скажу, что это супер-классно или ух ты как жарко, но вполне терпимо. Ночью, конечно, чуть ли не до минус 30, но в это время всё равно все спят. Зато температура в минус 10 градусов ощущается как приятное тепло. Ну а в минус пять в ноябре в Иркутске уж точно всяко лучше, чем в плюс пять в это же время в Краснодаре. Отличительной особенностью от Краснодара является то, что отопление в Иркутске включают уже в середине сентября и топят очень хорошо. Поэтому, хотя и на улице холодно, зато приходишь в тёплую комнату. И стены в домах толстые — до метра. А вот в тех местах, где считается, что зимы нет, люди не заморачиваются ни с постройкой нормальных домов — стены картонные, — ни с включением отопления вовремя — всё равно же зима скоро кончится. Приходишь этак из мерзкой промозглой слякоти — и колотишься от холода, прижавшись к батарее температурой 36 градусов. В результате у меня сложилось стойкое ощущение, что в Иркутске намного теплее зимой, чем в Краснодаре. В транспорте тоже топят более или менее сносно, так чего ж ещё желать? Тем более, что в ноябре, когда я куталась по самые глаза, некоторые иркутяне ходили в кроссовках и лёгких курточках — значит, не так им страшна зима, как они её расписывают. Ещё меня удивили в октябре иркутянки с голыми, красными и обветренными лодыжками — по моде прошлого сезона. В Иркутске парни, между прочим, тоже так ходят. В общем, они не мёрзнут, факт. И, кстати, в Иркутске довольно много людей, которые приехали в советское время по распределению, в том числе и мои земляки — ничего, живут.
В декабре в Иркутске вообще может начать всё таять. Вот тебе и Сибирь. Обещанных минус сорока я так и не увидела. Потом мне сказали, что это бывает, но очень редко. Зачем запугивать — не понимаю. Нет, может, оно, конечно, и было несколько раз минус сорок в январе, но я в это время спала. В целом зима в Иркутске мне нисколько не помешала жить, работать и зарабатывать. Если у кого работа на свежем воздухе, тому, конечно, даже не в Краснодар, а в Эквадор надо ехать. А мне так нормально было. Ну, конечно, я и одевалась совсем не так, как местные жители. Когда в сентябре я решила купить шапку и перчатки, я долго не могла ничего выбрать, потому что не знала, какое оно должно быть, чтобы соответствовать погоде, пока не наткнулась на очень порадовавшую меня вывеску одного из магазинов: «Шапки. Зима-лето». Тогда я всё поняла и купила сначала шапку и перчатки на осень, а уже в декабре — пуховый платок и пуховые варежки, а также гамаши, толстые носки и валенки. Лыжные штаны, термобельё и куцая искусственная шубка у меня уже были. Надев всё перечисленное на себя сразу, я осталась очень довольна зимой в Иркутске. Честно говоря, мне было жарковато. Вообще, удивительное дело: прожив почти всю жизнь в Краснодарском крае, я всю жизнь ужасно мёрзла, сколько себя помню, как бы я ни одевалась. В Иркутске же я замерзала лишь несколько раз, но не пожизненно. Я уже не говорю о том, что отопительный сезон продолжается до мая: на улице жарища, в квартире вообще ужасная жарища, несмотря на открытые настежь окна. В общем, в Иркутске, по моим ощущениям, довольно сильно жарко. Да и климат в целом — именно в целом, а не по температуре сравнительно с Краснодаром — очень неплохой, по моему мнению.
Вопреки всем моим ожиданиям, в первой половине марта зима начала стремительно кончаться: всё потекло, запели птички и прочее. В общем и целом, зима продлилась максимум четыре с половиной месяца. Весна же в Иркутске мне очень-очень понравилась: она такая долгая и постепенная, что ею успеваешь налюбоваться. Не то, что у нас: пока туда-сюда, мигом расцвели и отцвели деревья, трах-бах — уже лето и всё покрылось пылью. Нет, в Иркутске обалденная весна, несмотря даже на ветер. И деревья и цветы цветут по очереди, долго и очень красиво. Ну, конечно, бывает такое, что, к примеру, 9 мая с утра страшная жарища, а под вечер поднимается жуткий ветер, начинается дождь, а потом и вовсе снег… Что же? Не вся жизнь — малина. Это — Сибирь. Но вот стихотворение в статье про 25 мая — вовсе не об Иркутске, а, скорее, о Норильске: проследите за рифмой.
Об экологии могу сказать, что я лично её не ощутила. Воздух как воздух. Да и какой может быть воздух, когда вокруг такая куча деревьев? Вот, конечно, когда в Иркутской области горит тайга, весь город окутан дымом, и выглядит он при этом тревожно, величественно и печально. На стёклах и стенах квартир — чёрная копоть. Но мне кажется, что это даже не столько от горящей тайги, а от того, что иркутянки неряшливы и нечистоплотны. Ведь, когда тайгу уже потушили, можно стёкла и помыть, а? Не знаю, может, это мне такие женщины попадались, но в обеих моих квартирах было очень и очень грязно, зато телевизор работал круглосуточно. Во многих других квартирах, где я была, та же копоть. Да, осенью ещё начинают гореть торфяники, что вообще удивительно — ведь уже в это время снег или хотя бы сырость. Не понимаю.
Ещё о погоде. Вот тут написано, что Иркутск — солнечный город. Ну, не знаю. Город как город. Так же точно мне удивительно словосочетание «солнечный Краснодар» — по-моему, так он вполне даже пасмурный. В Иркутске солнца действительно больше, чем в Краснодаре, но не так чтобы очень уж много. Я, конечно, с Санкт-Петербургом сравнить не могу, не была. Хотя, знаете, столько солнца в феврале, как в Иркутске, я на Родине никогда не видела. В Иркутске дожди реже, чем в Краснодаре, факт. Там или тепло, или уж сразу снег. Ну а дождь вместе с солнцем — видимо, просто нормальное явление для Иркутска. Что ещё меня приятно удивило в Иркутске. Почва там песчаная, поэтому даже после дождя нет грязи — вода быстро впитывается или стекает по горам, а песок с обуви осыпается моментально. Хотя, скорее всего, это не особенности почвы, а последствия усердного посыпания песком всего и вся зимой. Я думаю, всем известна байка про непролазную краснодарскую грязь — так это правда. Там я ходила по уши в грязи и думала, что это я такая свинья, а в Иркутске даже резиновые сапоги редко пригождались, так и ходила в кроссовках до зимы. В чистых кроссовках, подчёркиваю. Для такой поросихи, как я, это очень большой плюс. А вообще, я сравнивала Иркутск с другими городами Сибири и радовалась, что выбрала именно его. Ведь в Западной Сибири, например, равнина, а значит, и ветры. В Норильске вообще тундра и полярная ночь. Нет, Иркутск лучше многих, однозначно. И это юг, вообще-то.
Опять про зиму. Когда я ещё жила в Краснодаре, я часто думала: ну ладно, у нас снег выпадает редко и ненадолго, но и то весь город стоит в пробках, снег никто не убирает, он спрессовывается, превращается в гололёд, но ведь это всё равно рано или поздно растает; но как же в Сибири, где якобы восемь месяцев зима? Так вот, оказывается, всё нормально в Сибири. Когда в ноябре ночью выпал снег, утром действительно творилось чёрт знает что, но к вечеру практически все дороги расчистили. Оказывается, в Иркутске снег убирают, вот оно что. А тот снег, который уже утоптали, отковыривают какими-то железяками и тоже убирают. Так и ходят всю зиму люди в оранжевых жилетах и отковыривают этот лёд. Даже в самые захолустные места рано или поздно они добираются. Убирают снег с тротуаров, ступенек (весь город ведь в горах и ступеньках). В результате гололёда в Иркутске существенно меньше, чем в Краснодаре, где просто ждут весны. Так что я зря боялась, что упаду и сломаю себе шею. Всё с этим у них в порядке. А если и не всё в порядке, так я знаю места, где с этим гораздо хуже. Хотя, правда, реже. Однако в Краснодаре руку я как-то сломала.
Да, а ещё я хотела посмотреть, как замерзает река, но прозевала. Она как-то очень быстро замёрзла, пока я работала. Ну, походила потом в воскресенье по льду, посмотрела. Я ведь и такого не видала никогда. Мне понравилось. Однако после я обнаружила, что река замёрзла не полностью, а как-то участками. Это для моего бедного мозга было уже слишком, и я предпочла больше об этом не думать, а только с недоумением смотрела на это каждый раз, когда ехала через реку.
Вот ещё что. Когда-то я слыхала про существование каких-то лиственниц, которые сбрасывают на зиму иголки. Но одно дело про них слышать, а совсем другое — увидеть своими глазами. Граждане, это же просто очуметь! Иголки сначала желтеют, а потом отпадают! Это же просто уму непостижимо!!! Удивлялась я этому весь октябрь, а потом меня осенила вообще дикая мысль: а весной? Как же они весной? Иголки — распускаются?! Я всю зиму ждала (о, очень долго!), специально ни у кого не спрашивала, чтобы не испортить себе сюрприз, и, наконец, я это увидела… Люди!!! Они не только распускаются — иголки!!! Они ещё и цветут ярко-красными шишками!!! Я плакала… Ради этого стоило пройти шесть тысяч километров…
Ещё оказалось, что в Иркутске растёт практически всё то же, что и в Краснодаре, и много ещё что кроме. Иркутяне любят работать на дачах и выращивают практически любые овощи и ягоды. Благодаря тому, что световой день летом длиннее, чем в Краснодаре, всё растёт быстрее и вырастает крупнее. Так что и помидоры даже в Иркутске тоже есть, хотя и довольно бледные и кислые. Картошка вообще хорошая — ведь в краснодарской жаре она растёт не очень. А уж сколько всего съедобного, чего в Краснодаре в принципе быть не может — черника, голубика, клюква, брусника, кедровые орехи, грибы, травы всякие… Короче, с голоду в Иркутске не умрёшь.
О землетрясениях вот в статье написано, что они чуть ли не три раза в месяц. Неправда. Однажды летом что-то народ говорил о землетрясении, но, к сожалению, я его даже не заметила. Потом ещё было оно зимой, но, если бы мне не сказали об этом, я бы тоже не заметила.
Так, ну ещё про воду в кране забыла написать. Хорошая, чего тут говорить. Накипи на чайнике нет, не воняет, чистая. «Ещё бы, — хвастаются иркутяне, — ведь воду в водопроводе берут из Ангары, а она вытекает из Байкала!» Что же, я вынуждена признать, что во всех других местах, где я была, вода просто омерзительна.
Про Байкал я промолчу, это и без меня понятно. Могу сказать только, что он уж точно в сто раз лучше, чем какое-то там Чёрное море, это даже обсуждать бессмысленно.
Про архитектуру и прочие достопримечательности
Как уже было в статье сказано, в Иркутске очень много старых домов столетней давности, деревянных, в основном двухэтажных, ближе к центру вообще частные. С печным отоплением и водой из колонки на улице. Они повсеместно, во всех районах. Вперемешку с новостройками, хрущёвками и общежитиями. В целом они смотрятся вполне органично и даже навевают смутные мысли о сохранении исторического и культурного наследия. Допустим, в Краснодаре подобное выглядит гораздо безобразнее, а в Иркутске — даже мило и как будто так и надо. Хотя не всегда. Иногда даже на довольно оживлённых улицах можно встретить полусгоревшие деревянные здания, которые почему-то никто не сносит. Вот уж я не знаю, зачем. При этом всё это великолепие подчёркнуто плакатами типа «Иркутск — город столичный!» Ага, ну конечно. Некоторые, может, и Краснодар считают столицей нашей Родины, но от этого он ею не станет. Так же и Иркутск — обыкновенный провинциальный городишко, но ему это только идёт, по-моему. Местами это просто деревня. Представьте: горы, лес, частные домики, кони пасутся — прелесть! И это в черте города. Я гусей даже видела, стоило только мне отойти немного от проезжей части.
Что ещё меня удивило, так это то, что достопримечательности в Иркутске как-то прячутся, что ли. Например, на почти безлюдной улице можно случайно увидеть вдруг какую-нибудь оригинальную фигуру — допустим, металлического выкрашенного золотой краской гитариста с волосами из цепей. Кто её там увидит и для чего она там стоит — понятия не имею. В совсем каком-то захолустье, на окраине, среди сплошь деревянных домов, оказывается, притаился какой-нибудь Театр Народной Драмы. В покосившемся деревянном здании — музей оптических иллюзий. На улице, где и транспорт не ходит — музей истории Иркутска, к примеру. Где-нибудь во дворах — нерпинарий. Какая-нибудь церковь деревянная вообще фиг знает где. Отправившись погулять в лес, можно обнаружить прямо посреди этого леса и вовсе какой-нибудь туберкулёзный диспансер. К месту расстрела Колчака нужно добираться по таким буеракам, песчаным насыпям и нехоженым тропинкам, что просто ужас — а ведь тоже какая-никакая достопримечательность. Что уж говорить о скромно и незаметно стоящем у дороги киоске с хот-догами, построенном из настоящего детского конструктора! И этого всего полно, но мало кто это найти может. Хотя есть музеи, театры и филармонии в центре, вот они уже более заметны. Ну, про 130-й квартал и прочее в этом духе, я думаю, и без меня все знают, это любой турист найдёт и увидит.
То же самое могу сказать про различные торговые центры. Они выглядят совершенно незаметно среди других зданий Иркутска и часто обнаруживаются случайно. Такого блеска и размаха, как в Краснодаре, конечно же, нет. Некоторые торговые центры вообще расположены в диких дебрях, куда пилить от остановки пешком чуть ли не полтора километра, причём зигзагами (например, «КомсоМолл»). Вообще, большинство торговых центров больше похожи просто на крытые рынки — а может, это они и есть. В этих торговых центрах катастрофически не хватает лавочек и туалетов. Общественные туалеты в городе вообще отсутствуют. Крупные гипермаркеты федеральных сетей отсутствуют почти полностью или расположены чёрт знает где. Имеются гипермаркет «ОКей» и «Лента» — по одной штуке. Остальные супермаркеты местные, вот они на каждом шагу. И, кстати, есть у них и местный магазин под названием «ОКей», но это не тот. Однако я не заметила, чтобы жители слишком уж страдали от недостатка магазинов, да и я тоже. Просто для меня это было непривычно. Но, видимо, местным жителям хватает и того, что есть. Зато меня очень приятно удивило то обстоятельство, что в Иркутске рядом с автовокзалом есть супермаркет с вполне приемлемыми ценами. Также недалеко от аэропорта тоже есть супермаркет. А я раньше думала, что на вокзалах и в аэропортах всё всегда продают втридорога и грабят несчастных путешественников. А вот в Иркутске возле вокзала можно купить всё что угодно по обычным ценам.
Вообще, я так и не узнала, какая главная улица Иркутска и есть ли она вообще. На вид — нету. Спросить у местных я постеснялась.
Расположение домов на улицах Иркутска вообще не поддаётся систематизации. К примеру, вплотную с 28-м домом может стоять 52-й, а если туристу нужен 36-й, то тут даже не знаешь, куда и бежать. Иногда дома могут выглядеть как один, а на самом деле их два (или три). А иногда это действительно один дом, но с одного конца он 24-й, а с другого — почему-то 32-й. Некоторые дома вообще причудливой формы, с подъездами со всех сторон, и называются они не подъездами, а блок-секциями, причём 5-я блок-секция может находиться между 4-й и 10-й. А иногда квартиры с 1-й по 10-ю могут находиться в 3-й блок-секции. При этом дома называются не только цифрами, но и буквами, но расположены они в хаотичном порядке. Дом номер 4 может находиться на одном конце микрорайона, а дом номер 10а — за три остановки от него; при этом напротив дома номер 2 как ни в чём не бывало стоит дом номер 65.
Улицы тоже имеют обыкновение изгибаться во всех направлениях и внезапно менять названия. В общем, найти нужный дом можно только по картам, которые в Интернете, да и то не сразу. Зато здесь точно не соскучишься.
Про транспорт и дороги
Дороги как дороги, скажу сразу. В Краснодаре, по-моему, хуже. Пробок в Иркутске нет совсем. Так я думала первую неделю. Через неделю я узнала, что пробки в Иркутске бывают, причём даже многокилометровые. Однако, когда я стала ездить постоянно по одним и тем же маршрутам, я обнаружила, что в одно и то же время суток пробки бывают разные, а иногда и не бывают. Во всяком случае, то, что иркутяне считают пробками, после Краснодара вообще ни разу не пробки. Судя по их реакции на имеющиеся ситуации могу заключить, что настоящих пробок эти граждане не видели никогда. В Иркутске, какая бы ни была пробка, она всё равно потихоньку едет. Если же пробка особенно сильная, то чаще всего в результате оказывается, что где-то впереди произошло ДТП, а не из-за того, что это просто обычная пробка. Короче говоря, ездить по Иркутску можно вполне нормально.
Город Иркутск отличается весьма замысловатой системой общественного транспорта. Например, если из пункта А в пункт Б можно проехать вот этой короткой дорогой, и имеется для этого соответствующий транспорт, то обязательно найдётся куча другого транспорта, который привезёт незадачливого туриста из того же пункта А в тот же пункт Б, но проехав при этом через полгорода. Поэтому, если влезть в автобус, на котором написана нужная остановка, можно весело покататься, потеряв при этом час времени. Кроме того, в городе много улиц с односторонним движением, поэтому транспорт туда и обратно идёт разными дорогами. Возможно, это сделано для уменьшения пробок, но дезориентирует здорово. К тому же даже по улицам с двухсторонним движением некоторые автобусы умудряются всё равно возвращаться другим путём. Иногда вообще кардинально другим. Что могу сказать? Пусть туристы ночами учат карту города и продумывают маршруты заранее. Причём и туда, и обратно. Впрочем, на картах не всегда отражены все имеющиеся маршруты общественного транспорта, а маршруты, обозначенные на картах, не всегда имеются. Я проверяла по трём картам, так и есть. Причём, я сразу заметила, что и местные жители частенько обращаются к электронным картам.
Вообще, транспорта в городе очень много, маршрутов тоже. Можно доехать почти в любую точку города без пересадок. Стоимость проезда — вдвое дешевле, чем в Краснодаре (была сначала 12 рублей), причём на всех видах транспорта одинаковая. В январе, правда, стоимость проезда выросла до 15 рублей. Но, как я узнала впоследствии, в Краснодаре она подросла тоже.
Транспорт, как общественный, так и личный, носится по городу с дикими скоростями. Похоже, об ограничении скорости внутри населённых пунктов здесь даже не слыхали. Оно и понятно — пробок нет, чего ж не носиться. Зато доехать можно быстро. Правила дорожного движения не слишком соблюдаются, но при этом водители управляют транспортом весьма виртуозно: если к автобусу сбоку вдруг вплотную подлетит из переулка автомобиль, водитель автобуса так извернётся, что проедет мимо этой машины буквально в двух сантиметрах. И такое происходит ежедневно. Поэтому, несмотря на лихую манеру езды, ДТП в Иркутске гораздо меньше, чем в Краснодаре.Зимой, к сожалению, аварии на дорогах учащаются. Гонки на дорогах устраивают не только маршрутки, но и большие автобусы. Вообще, водители общественного транспорта выполняют свою работу довольно своеобразно: маршрутка то резко тормозит, то рывком двигается с места, то несётся стремглав, подпрыгивая на полметра на «лежачих полицейских», а когда летит с горы, то уши закладывает, будто в самолёте. Поэтому среди пассажиров не принято заранее готовиться к выходу. Все крепко сидят на местах до полной остановки, ведь иначе вполне можно получить ущерб здоровью. Кроме того, водители беспрестанно разговаривают по телефону либо напрямую со своими коллегами из других автобусов, не забывая при этом рулить и отсчитывать сдачу. Маршрутки останавливаются не на всех остановках, поэтому человек незнающий вполне может пролететь свою остановку на всех парусах. На некоторых остановках написаны их названия. Можно и почаще, но и на том спасибо. У нас и того нет. Правда, и тут не всё слава Богу: частенько остановки официально именуются по-одному, а в народе — по-другому. Изредка в транспорте объявляют остановки.
Расстояния между соседними остановками в Иркутске, как правило, немаленькие, поэтому, если восторженному туристу вздумается прогуляться пару остановок, эта увеселительная прогулка может обернуться долгим восхождением на горные хребты и вершины этого чудного города. Вообще, транспорт ходит вполне сносно, но есть такая особенность, что как раз в час пик, вечером, самые нужные маршрутки или перестают ходить, или проходят мимо заполненные, или и то, и другое сразу. Есть ещё такая особенность: если в час пик поехать более коротким путём, то там может быть и пробок больше, и транспорт реже ходит, а более длинным путём может получиться даже быстрее приехать. К 22 часам транспорт почти вообще перестаёт ходить, но всё равно кое-что попадается, если постоять. Рано утром маршрутки вообще не ходят, только автобусы. Ну и такси.И да, славянские водители маршруток всё-таки бывают. Изредка.
С трамваями вот в Иркутске не очень хорошо придумано: трамвайный путь находится посередине улицы, а остановки — по краям. Когда подходит трамвай, куча народу бежит к нему через дорогу, невзирая на автомобили. Опасно, знаете ли. Спасает положение лишь то обстоятельство, что трамваев в Иркутске довольно мало. Да к тому же на этих же остановках останавливаются и маршрутки.
Что ещё я заметила. Недостаточное, по моему мнению, количество пешеходных переходов на дорогах компенсируется благодаря отсутствию пробок возможностью перебежать дорогу в любом месте. Что самое интересное: если пешеход перебегает дорогу в неположенном месте, некоторые машины даже уступают! На переходах уступают тем более. Молодцы, что могу сказать.
Про работу, деньги, цены и экономическое развитие
Здесь есть два разных мнения, и повторяются они во всех темах обо всех городах. Первое — работы нет нигде. Второе — работа есть везде. Я не знаю, кому как, но уже через десять дней после переезда я имела две работы, какие хотела. Одна — по профессии (работаю на себя), а вторая — ночным кассиром в супермаркете. Но мне повезло — моя профессия востребована и в Краснодаре, и в Иркутске. Людей же, которые бросают хорошую работу, переезжают и работают потом риэлтором, потому что их специальность в новом городе не нужна, я никогда не пойму. Не хочу никого обидеть, но в Краснодаре это очень распространённое явление. В Иркутске же есть какая-никакая промышленность, лес, руда, золото, гидроэлектростанция, туризм, наконец. Кто ищет, тот найдёт.
Но я отдельно хочу рассказать о своей работе кассиром. О, это была крутейшая, известнейшая и богатейшая в Иркутске компания — «СибАтом» называется. Есть у них много чего, в том числе и сеть супермаркетов. Ну так вот. Я раньше думала, что самые известные, старые и богатые компании — это самые лучшие. Так нет же! В Иркутске они — как раз самые худшие работодатели. Потому что, говорят иркутяне, у них всё куплено — налоговая инспекция, трудовая инспекция, прокуратура, полиция и всё прочее. Людей они нещадно эксплуатируют, платят копейки, штрафуют, не оформляют официально, а при увольнении — не доплачивают зарплату и задерживают её. Никогда не забуду убойный афоризм моей бывшей начальницы — директора магазина: «У нас Вам не какая-нибудь шаражкина контора, чтобы всем подряд трудовую книжку оформлять!» Ещё один афоризм от начальника моей квартирной хозяйки: «А Трудовой Кодекс у нас давно уже отменили!» Действительно, сотрудники компании «СибАтом» только от меня впервые в жизни узнавали, что при увольнении зарплату нужно получать в тот же день. При этом они уверяли меня, что все так здесь живут. Я попыталась «полезть со своим уставом» и обратилась в трудовую инспекцию и в прокуратуру, но, действительно, это оказалось бесполезно. Вправду — всё куплено, и всей своей зарплаты я так и не получила, а получила лишь отписки. К счастью, потом у меня с моей работой наладилось, и я больше нигде в Иркутске не работала. Однако впоследствии, пообщавшись с другими людьми, я узнала, что не всё так уж в Иркутске плохо: есть и хорошие работы, и хорошие зарплаты. Есть и кассиры, которые официально трудоустроены. Оно и понятно: конкуренция на рынке труда, так везде. Кто не может хорошо работать — работает на плохой работе. Но они и в любом другом городе тоже будут иметь плохую работу, так что Иркутск здесь ни при чём. Поэтому в городе есть и очень обеспеченные люди, а есть и беспросветно бедные. Однако в среднем мне показалось, что уровень жизни населения довольно низок: как-то непривычно пустынно у них в торговых центрах. С другой стороны, это может быть из-за того, что в Иркутске вообще населения гораздо меньше, чем в Краснодаре, и нет столько «понаехавших» северных пенсионеров с большими пенсиями, которые скупают всё подряд, не глядя. В Иркутске все живут, имеют смартфоны, унты (я узнала, сколько они стоят — я не могла себе их позволить до самого июня, то есть до скидок), автомобили тоже у них имеются неплохие. Банкоматы чуть ли не на каждой остановке, и народ там постоянно толчётся. Значит, есть деньги у людей. Вообще, мне кажется, что каждый видит что-то своё. Моя первая хозяйка, которая не работала и жила лишь арендой квартиры, говорила, что аренда квартир в городе очень дорогая, но и цены на продукты постоянно растут. Вторая хозяйка, имеющая зарплату 6000 рублей, говорила, что везде сейчас зарплату сокращают и людей увольняют, а дальше будет только хуже. Про себя могу сказать, что я в Иркутске зарабатывала гораздо больше, чем в Краснодаре, но это из-за того, что просто больше работала. Хотя, честно признаться, по моей профессии конкуренция в Иркутске меньше, да и отсутствие пробок способствует. Ну а клиенты мои были довольно обеспеченными людьми и на работу и зарплату вовсе не жаловались. Более того, к моему удивлению, нашлись люди, которые искренне считают, что в Иркутске вообще зарплаты высокие, трудовое законодательство отлично соблюдается и уровень жизни лучше, чем в других городах.
Что касаемо цен на продукты, то в целом они выше, чем у нас. Но это опять же — смотря где искать. Можно и в Краснодаре картошку за 100 рублей найти, но я в Иркутске покупала всю зиму по 20.Страшненькую, конечно, но за эти деньги и у нас не лучше. А так, в общем, всё как всегда: всё китайское, дешёвое, российское — дороже. Кубанские яблоки дороже турецких апельсинов и эквадорских бананов. Короче, всё как дома. Летом на рынках бабуськи и дедуськи продают продукцию со своих дач — но оно всё в три раза дороже, чем у торгашей! Однако к концу лета, в сезон, цены так резко упали, что я аж изумилась — в моём городе цены на дачные продукты так сильно не падают почему-то. В Иркутске картошку дачники продают и зимой — дешевле, чем в июле. Ягоды, орехи, грибы и прочие эндемики и реликты довольно дорогие — летом свежие, зимой замороженные. Грибы вообще бешено стоят. В Краснодаре ведь тоже грибы бывают, поэтому могу сравнить. Но всё это я покупала понемногу. Ещё в микрорайонах продают мясо с машин — тоже дешевле. Вообще, по поводу цен я не сильно напрягалась, ибо рассуждала так: продукты дороже, зато проезд дешевле, то на то оно и выходит.
На центральном рынке Иркутска практически все продавцы принимают оплату банковскими картами! Это меня даже не потрясло — это я даже и слов не могу подобрать, что это меня.
Иностранные продавцы на вещевом рынке ужасно наглые: хватают за руки, предлагают примерить, при этом не говорят цену. С одним мне пришлось даже подраться, чтобы избежать его навязчивого сервиса. А то мне показалось — меня сейчас ограбят среди бела дня.
В бюджетных учреждениях зарплаты очень-очень низкие, это факт. Мне кажется, что у нас выше. Но, поскольку я работаю на себя, у меня картина мира может отличаться от общепринятой, потому прошу меня извинить за возможные неточности. Но точно могу сказать — если бы мне ещё понадобилось поработать кассиром, я бы нашла в Иркутске более достойную компанию, чем вышеупомянутый «СибАтом». Более мерзостного работодателя я в своей жизни не встречала. Но это же не значит, что в Иркутске всё так плохо.
Цены на аренду жилья в Иркутске, на мой взгляд, сильно завышены. Летом я сняла комнату за 5000 рублей, а осенью хозяйка запросила за неё уже 8000 (а посмотреть-то там, по сути, и не на что, вся квартира прокурена, и собачка какает прямо под дверью). Объяснила она мне это тем, что Иркутск — город студенческий, поэтому студенты задирают цены. Действительно, Иркутская область огромная, студенты едут со всех концов, а собственники жилья этим пользуются. Я всё равно сняла другую комнату за 5000, но, скажем так, по красоте она сильно уступала той, первой. Зато хозяйка в тысячу раз лучше, так что я не прогадала. Кстати, первую комнату я сняла через информационное агентство, про которые тут во всех темах пишут, что это лохотрон. Так вот, ничего подобного. Я заплатила им 2500 рублей, они мне дали два адреса, и я из них выбрала себе квартиру. Впоследствии мне все говорили, что им доверять нельзя, но было уже поздно — я уже доверилась, и ничего со мной ужасного не случилось. Вторую квартиру я решила снимать без никаких агентств, но, по какому бы объявлению я ни звонила, опять попадала на тех же самых (одни они в городе, что ли, не пойму). Одна наглая риэлторша оттуда вообще заявила мне, что я не найду без агентств, потому что она сама часто обманывает клиентов, будто она хозяйка квартиры, потому что иначе их не заманить. Как она потом берёт с них комиссию — я так и не узнала, потому что она занесла меня в «чёрный список». Однако, комнату я сняла от собственника. Ибо кто ищет — тот всегда найдёт.
Зато цены на покупку жилья в Иркутске ниже, чем в Краснодаре. Ясное дело — в Краснодар все стремятся на ПМЖ и опять же задирают цены. В Иркутске всё более или менее нормально — новое жильё потихоньку строится, люди его потихоньку покупают. Более подробно расписать не могу, ибо я и не планировала приобретать жильё в Иркутске. Поэтому и о коммунальных услугах имею весьма смутное представление. Но электричество точно намного дешевле, чем у нас. И все кухонные плиты в Иркутске электрические — что-то это да значит. Газа в Иркутске, я полагаю, нет вообще.
Цены на платную медицину в Иркутске несколько ниже, чем в Краснодаре. Но и спрос на неё меньше. Видимо, все сибиряки здоровые. Ну или бедные. Очередей в клиниках практически нет. У нас же и платных больницах не протолкнуться. Про себя могу сказать, что моё здоровье в Иркутске значительно поправилось (имеются медицинские заключения). Но, поскольку организмы у всех людей разные, я не могу призывать всех подряд ехать в Иркутск за пресловутым «сибирским здоровьем». Ну, я, конечно, травы пила вместо чая. Про бесплатную медицину ничего сказать не могу — не пользовалась. Но мне кажется, что там всё так же, как и везде.
Про общероссийские проблемы
О дорогах я уже написала, ну а образование в Иркутске, как и во всей России, на нуле. В этом плане не стоит обольщаться — ЕГЭ сделал своё дело повсеместно.
Выводы
В целом город Иркутск мне очень понравился.
Однако мои личные обстоятельства быстро и благополучно разрешились, и, несмотря на всё вышесказанное мною об Иркутске, ступив на землю Краснодара, я целовала его асфальт. Ничего не поделаешь: есть такое понятие — Родина. Тем же людям, у которых это понятие не сформировано или атрофировано и которые просто ищут город поудобнее для проживания, могу лишь посоветовать: что же, поезжайте. В Иркутск. В Краснодар, пожалуйста, приезжать не надо — здесь и так уже слишком много людей, которые его ненавидят. А место, где ты живёшь, нужно любить, однозначно.
Вообще, всем желающим переехать могу посоветовать: всегда помнить, что вас там не ждут, и никто вас туда не приглашал. И что, если вы недовольны своим новым местом жительства, переезжайте тогда уж дальше, не портите пейзаж. Этот город ни в чём не провинился перед вами, это вы решили туда переехать.И ещё. Я думаю, что сразу на ПМЖ вообще никуда переезжать не надо, а нужно приехать на год, снять квартиру, пожить, поработать, посмотреть на всё, а уже потом решать. Со своей стороны могу сказать, что я и не собиралась никогда покидать Родину (ну вот люблю я её), а после жизни в Иркутске просто ещё сильнее в этом убедилась.
Спасибо за всё, Иркутск!
Я буду помнить вас всегда!!!
Комментарии:
16 Июл 2016 в 23:56
Автор, очень интересный отзыв, все так подробно и обстоятельно расписано, вы молодец!!!)))
17 Июл 2016 в 0:02
О, Анна, мир тесен. Это Алина из РГПУ, которая уехала с мужем в СПб. Захватывающее приключение у тебя вышло! Только я с ужасом читала про работу ночным кассиром. Ты же преподаватель математики и занимаешься репетиторством. Неужели в Иркутске так плохо с учениками и школами, что дипломированные специалисты по ночам вынуждены работать в Магнитах? Ужас! И все лишь для оплаты комнаты за пять тыс…
17 Июл 2016 в 2:39
в иркутске был проездом.
про климат и прочее знаю в теории.
мой город, где родился и очень долго жил — красноярск, думаю, он гораздо больше схож с иркутском, чем с краснодаром.
потому некоторые вещи читал с большим изумлением,
про людей, климат… 🙂
17 Июл 2016 в 8:48
С юморком написано.
18 Июл 2016 в 11:43
Неплохо написали. Спасибо за возможность посмотреть на Иркутск со стороны.
18 Июл 2016 в 13:06
с интересом почитала Вашу статью)) сама переехала в Иркутск 1,5 года назад из соседнего города. поэтому взгляд свеж и не затуманен. интересны высказывания про население. давайте поделюсь своей точкой зрения.
иркутяне очень любят все критиковать. не знаю, что должно случиться, чтобы местные сказали — уау! поругать, облить грязью — легче. пианист Мацуев на дне города дает бесплатный концерт, отзывы горожан какие — лучше бы пригласили какую нибудь певичку, чтобы потанцевать, чего он дергается за роялем… эх. а я ходила на концерт Мацуева за деньги, плакала от нахлынувших эмоций. он не дергается, он живет музыкой.
то, что в выборах победил другой губернатор тоже характеризует иркутян — выиграл человек из партии КПРФ не потому что человек он хороший или партии его доверяют, а потому что тот плохой был. хотели его наказать видимо. выборы сложились вопреки:)
когда мы переезжали в Иркутск нам все говорили — куда вы едете, лучше в Краснодар! ну честное слово, все отправляли в Краснодар, потому что в Иркутске по их мнению делать нечего.
Иркутск — оч спортивный город. велосипеды, ролики, бег, лыжи, сноуборды.
в Иркутске много яркой молодежи, нестандартных личностей. можно просто сидеть на улице и рассматривать прохожих:)
в Иркутске есть мадамы, оч привлекательные снаружи и весьма неприятные внутри. смотришь — миловидная дамочка, споткнешься об нее, а там такой поток хамства на тебя выльется. поэтому здесь есть большой пласт барышень, которые себя очень высоко ценят.
среди женщин старшего поколения оч много интеллигенции — столкнулась с тем, что во многих бюрократичных местах ожидая встретиться с суровой действительностью сталкивалась с приятными улыбающимися дамами, которые с легкостью и оч вежливо помогали.
мужчины в Иркутске проще и приятнее.
много тех, кто приезжает жить с периферии.
бурят не так много как в Бурятии. я из Улан-Удэ, поэтому мне кажется, что бурят в Иркутске совсем мало.
а вот южных товарищей правда много. в новогоднюю ночь приехали на площадь погулять, мне кажется были только «южные товарищи».
про климат правда… только хотела добавить, что зима ооооочень красивая. влажность и мороз «ажурят» деревья. синее небо и белые ажурные деревья — очень красиво.
в Байкале купаться можно. можно ездить на бурятскую сторону — там теплее.
согласна, что многие вещи в Иркутске «прячутся». ни в интернете ни по разговорам не можешь найти информацию. потом пойдешь гулять по городу, случайно наткнешься на какое нибудь интересное место.
как-то так:)
18 Июл 2016 в 17:19
«Так вот, оказывается, всё нормально в Сибири. Когда в ноябре ночью выпал снег, утром действительно творилось чёрт знает что, но к вечеру практически все дороги расчистили. Оказывается, в Иркутске снег убирают, вот оно что. А тот снег, который уже утоптали, отковыривают какими-то железяками и тоже убирают. Так и ходят всю зиму люди в оранжевых жилетах и отковыривают этот лёд. Даже в самые захолустные места рано или поздно они добираются. Убирают снег с тротуаров, ступенек (весь город ведь в горах и ступеньках)»
Так же вы пишите, что «людям, кто работает на улице нужно ехать на экватор, а вам и так хорошо». Ещё в одной статье про приезжих вы писали, что переезжающие «потребители». А чем вы лучше, когда пишите, что «им на экватор, а мне и так нормально на вашей работе» а видимо никто не хочет вам дорожки расчищать, а хотят под солнышком греться. Это касается очобенно частного сектора, там тоже нужно чистить. Наверное по этим причинам люди хотят в тепло, чтоб им тоже «нормально «было.
19 Июл 2016 в 10:58
В Иркутске делать нечего. Приведу лишь один пример в качестве доказательства: учился я пару лет назад в крупнейшем Иркутском институте ИРГТУ, повидал молодых учёных в технопарке, как-то приезжа губер и была репитиция перед встречей, ведущая спросила «Кто хочет уехать из Иркутска?» почти все 50 человек подняли руки. Я сам ангарчанин и был в шоке… Есть куча недостатков по региону, которые автор попусту может не знать. тк прожила всего год.
20 Июл 2016 в 5:01
не знаю. мне кажется, это просто молодежь… они всегда куда то хотят. расскажите где сильно лучше? в Иркутске не хуже и не лучше многих мест на земле.
возьмите хотя бы этот сайт — начните искать город, где все хорошо, откройте комментарии к городу. и навалится тоска)) нигде не хорошо, судя по отзывам.
20 Июл 2016 в 12:52
Мне очень понравилось высказывание: «Опять про зиму. Когда я ещё жила в Краснодаре, я часто думала: ну ладно, у нас снег выпадает редко и ненадолго, но и то весь город стоит в пробках, снег никто не убирает, он спрессовывается, превращается в гололёд» или про большое количество пасмурных дней в Краснодаре тоже интересно написано.)))) Анна Вы точно в Краснодаре жили? Приходишь этак из мерзкой промозглой слякоти — и колотишься от холода, прижавшись к батарее температурой 36 градусов. В результате у меня сложилось стойкое ощущение, что в Иркутске намного теплее зимой, чем в Краснодаре. Анна!))) Не смешите я Вас умоляю, зима была ровно две недели в этом году, это был период когда нужно было одевать ботинки.
20 Июл 2016 в 16:00
Тяжело было читать. Мне кажется, рассказ легко можно было сократить раза в 2−3, без потери общего смысла. А так получилась какая-то тягомотина, если честно. Хотя может кому-то такой стиль изложения нравится… не знаю…
А фраза «Банкоматы чуть ли не на каждой остановке, и народ там постоянно толчётся. Значит, есть деньги у людей» меня просто сразила наповал :-)))
20 Июл 2016 в 16:31
Ахаха и тут все рванули в Сибирь. Да с таким подходом можно и в Багдаде жить. Мне не страшно это, мне не страшно то. Когда мороз был я спала. Когда я жила я не помню. Дороги как дороги, ветер как ветер, жопа как жопа, хоть и жопа. А вот переселить себя и остаться в ней жить духу не хватило? Куда уж круче морозить ляшки в Ангаре, чем загорать на Черном море… ха-ха. Люди со всей страны наверное от отчаяния едут отдыхать на юг. Прям от души про Крас. написано. А где же абрикосы, а где же фрукты овощи, где чертово Черное море? Люди не едьте в Краснодар, а то человеку места мало, зажало, вот и весь смысл статьи.
20 Июл 2016 в 21:05
С Вашим чувством юмора, наверное, везде хорошо)
24 Июл 2016 в 21:04
Ну все женщины прямо красотки матершинницы)) Какую то Сплошную «деревню» увидела в описании иркутян, в моем окружении, люди конечно бывает бранятся и сквернословят, но чтобы матом разговаривать… Среди культурных людей такого нет и не приветствуется, а некультурных в любом городе достаточно. По фотографиям города можно подумать опять же про деревню, вы целенаправленно только «деревяшки» фотографируете?))
Вообщем, ребята, в Иркутске не все так плохо, даже я, мечтающая переехать отсюда и знающая все недостатки этого города, понимаю, что отзыв во многом слишком субъективный и пессимистичный. Автор странная женщина, понятно, что не любит «понаехавших» в её родной Краснодар, которые ещё и недовольны, но в тоже время не прочь временами сама «понаехать» и непонятно как отозваться о городе.
27 Июл 2016 в 4:04
Да нормально женщина написала об Иркутске. Лейтмотивом ее отзыва было: не все так плохо в Сибири и в Иркутске в частности, как описывают переехавшие в Краснодар сибиряки и дальневосточники. Развенчивает весь этот бред про зиму 8 месяцев в году с температурой -40. Про повальное отсутствие работы (только непонятно, на что живет все население). Что город ей понравился. А так везде свои ньюансы и заморочки. Спасибо за рассказ!
28 Июл 2016 в 15:07
Слишком приукрасили характеристики Иркутска. Достаточно посмотреть статистику МВД по уровню преступности, рейтинг регионов по уровню экономического развития, динамику миграции населения и климатические характеристики региона, чтобы сделать выводы… и эти выводы будут очень мрачные
1 Авг 2016 в 10:17
Учительница не знает, что верба (которая первая зацвела) это верба, фантастика!
1 Авг 2016 в 11:59
Написано великолепно для непрофессионала (не писателя). Прочитала «одним духом». Конечно, очень индивидуальный взгляд, но читать очень интересно. Юмор классный. Автору спасибо. Вот только место в конце про «атрофированное» чувство любви к родине — это несправедливо и даже довольно жёстко. Во-первых, место рождения — это не мама, это просто точка на Земном шаре. Так уж ли необходимо эту точку любить — вопрос спорный. Во-вторых, родину можно очень любить (я, например, очень люблю, и если удастся переехать, уезжать буду со слезами), но родина при этом может тебя ненавидеть и даже просто истреблять — я не о природе и не о климате, я о политике государства в целом и местных властей. Именно так происходит в России, почти во всех городах. Ну и в этом случае ты тем более ничем ей не обязан.
3 Авг 2016 в 5:32
Сократить и впрямь можно было, но читать было приятно, статья написана позитивно, и вывод мне понравился, пусть Краснодар мол уступает в чем-то, однако это моя Родина. Спасибо за ценный отзыв, после этого не страшно ехать в Иркутск.
3 Авг 2016 в 6:36
Многое правда, многое ерунда. Сразу видно, что статью написал человек ничего не знающий об Иркутске. Очень много пафоса. И ещё не понятно о работе» работаю на себя, ночным кассиром» это как???))))))
7 Авг 2016 в 18:43
Статья-очередной вброс краснодарских риэлтеров, на которых работает данный сайт (уж извините админы, но это так!) Способ выманить из второстепенных сибирских городов население в Краснодар для продажи там жилья наносит непоправимый вред как Сибири так и самому Краснодару. Руководство К. К. пламенно мечтает об миллионе населения в краевом центре, но странные методы однако, вот риэлторы и тужятся над подобными статейками, типа не обидеть Иркутск, но запостив здесь самые дерьмовые фотографии, при этом унижение города прослеживается между строк… и не только Иркутска, но и других городов. Еще немного и Краснодар жители страны возненавидят как москвичей…
7 Авг 2016 в 20:26
Как какой то разговор начинает касаться Краснодара, тут же сразу нарисовываеться Ростов и делает очередной высер в сторону Краснодара. Типа во всем виноваты риелторы и нехрена Вам ловить там! Что же вы все пытаетесь тягаться с Краснодаром, ведь вы же круче, вы столица юга, хотя югом там и не пахнет, зима как центральной россии. А ну да у Вас же промышленность есть которой нет на Кубани, зато экология дерьмо! Смиритесь с тем, что Краснодар развивается и со временем заменит Вас столица юга.
28 Ноя 2016 в 8:49
Ну уж нет. Мы обязательно приедем в Краснодар и будем его ненавидеть с другими понаехавшими))))))))))))
7 Дек 2016 в 20:05
Прочитала высокомерную статью, сама иркутянка и даже понимаю, почему вас пытались постоянно обматерить В Сибири таких не очень любят. Это дерево, девушка-верба, пора бы уже знать. Фото выбраны самые ужасные, как будто автор стебется. Воздух и вода там самые лучшие по стране, к вашему сведению. А у девушек не платья красивые, а они сами красивые. Знаю, что говорю, потому, как все потомки в основном белорусов, украинцев, немцев и прибалтов. Вы просто позавидовали их естественной неотразимости. Со вкусом у этих девушек тоже полный порядок, в отличие от краснодарских девчонок… у нас с Улан Удэ, у вас с Азербаджана… разницы никакой, везде люди одинаковые. Кто вам сказал, что кто-то стремится в Краснодар? Вы ошиблись. Цены в Краснодаре на квартиры стремительно падают и строят там сейчас некачественные панельные коробки и многие от жадности годами не могут продать свою квартиру… Жара и вам непонятный амбициозный менталитет странен.(не пойму на чем он базируется) потому, как все институты всегда были именно в регионе Сибири и сюда всегда ехала поступать золотая молодежь. Видимо на байкал вы так и не добрались, хотя до Листвянки 30 минут езды по ул. Байкальская, которая сравнима сейчас только с шоссе в МСК… ну да вам и не надо. Наслаждайтесь своей землей в Краснодаре. даже смешно (был бы это хоть Сочи…) непонятно чем там восхищаться.
9 Апр 2017 в 6:44
Про климат надо тоже говорить как есть- Иркутск один из самых теплых городов в Сибири, -30 для Иркутска это не правило, а исключение из правил. Да, на счет людей- в Иркутске очень много потомков немцев, поляк и прибалтов, по мне так это очень красивая смесь с местным населением.
4 Июл 2017 в 19:15
Вот и прошёл целый год с тех пор, как я вернулась из Иркутска. Самое время поделиться впечатлениями.
К моему удивлению, оказалось, что я очень плохо переношу жару, вплоть до тошноты и обмороков. Что очень странно, ведь я и родилась и выросла здесь. Первое время после переезда меня бесил и климат, и природа, и погода. Эти сгоревшие дотла листочки на каштановых деревьях, выжженная трава на газонах, выцветшее небо — всё это ни в какое сравнение не идёт с красотой природы Иркутска. А ёлки, облезшие и пожелтевшие? «И что это за ёлки? — возмущалась я. — Я что, нормальных ёлок в жизни не видела???» Или это сосны, мне лично без разницы. У нас они ужасны в любом случае. А эти жирные, с чёрными стволами берёзки? Ну, я не знаю. Я никогда не считала свою Родину уж слишком красивой. Но после Иркутска это был очень неприятный контраст.
Из хорошего — зато я дома. В Иркутске я чувствовала себя не в своей тарелке, чужой, одинокой. Мне казалось, что я занимала там чьё-то чужое место (зарабатывала-то я неплохо). Я представляла себе планету Земля в виде такого глобуса, где чуть выше Байкала торчу я одна — и бескрайняя тайга на шесть тысяч километров кругом. А здесь я представляю себе, что я просто вросла корнями в эту землю, и мне отсюда никуда не деться, не выбраться. Я понимаю, для кого-то Родина — это просто широта и долгота, но не для меня. Мне кажется, что так воспринимают люди, чьи предки и сами переезжали с места на место. А для меня Родина — это не только запись в свидетельстве о рождении. Это моя земля, где могилы моих прадедов рядом с могилой моего отца и где когда-нибудь будет и моя тоже. Постоянно переезжающим этого просто не понять, а вот я в Иркутске очень хорошо это поняла. Хотя там намного лучше, и по прошествии года я это продолжаю это утверждать, но у меня нет другого пути. Мне нужно жить здесь.
А в Иркутск я и до сих пор мечтаю вернуться. Я рвалась туда и в июле, и в сентябре, и в январе, и в апреле. Я с тоской смотрю прогноз погоды и Иркутске и сравниваю с нашим. Ещё помню, я очень возмущалась, что в Иркутске в начале июня вечером я ещё ходила в куртке. Ничего, здесь я до конца мая тоже ходила в той же куртке, и отнюдь не вечером. Я страдаю от холода, страдаю от жары (причём часто в один и тот же день), от дождя и солнца (тоже в один день), от ветра, пыльных бурь… «Зато я дома!» — убеждаю я себя. В Иркутске, конечно, климат как-то постабильнее. И солнца там действительно больше. И люди лучше. Но, к сожалению, я не смогу жить нигде, кроме здесь…
А там — мне всё казалось «не такое». И звёзды другие, и облака выше, и одуванчики какие-то не те (хотя и лучше, ну и что). И сирень какая-то не такая, и тюльпаны, и ивы какие-то не ивы (как я узнала позже, это и вообще не ивы). Когда я приехала домой, я вопила: «Боже, равнина! Я вижу плоскость! Я вижу горизонт!» А в Иркутске я постоянно жаловалась: «И горизонта нет, и вообще — кругом ёлки!» Иркутяне непонимающе, но вежливо улыбались (а я бы послала, кстати). Нет, а что я хотела? Это — тайга, там везде ёлки. Не нравится — уезжайте. Вот я и уехала. Хотя мне, как ни странно, нравилось. Просто — чужое.
Однако мысли об Иркутске так и не отпускают меня… Мне он очень часто снится. Вспоминаю те улицы, по которым я когда-то ездила и ходила. Мне снится прекрасная холодная Ангара, настоящий каток на настоящей реке, ледовые скульптуры в центре города — всё то, что здесь мне не суждено увидеть. Только в Иркутске я увидела нормальную зиму. А также осень, как она должна быть, весну и лето не как в пустыне. А Байкал я вообще никогда не забуду. И буду всегда мечтать вернуться в Иркутск. Хотя бы в отпуск. Я понимаю, что это очень дорого, но копят же другие люди на поездку к Чёрному морю (я их не понимаю, кстати, ну да ладно), вот и я буду копить, чтобы съездить в Иркутск. На это лето, к сожалению, не получилось… Но я не теряю надежды!
А мне даже и до сих пор звонят из Иркутска, пишут СМС… Там помнят меня! А у меня до сих пор на входящие звонки стоит песня об Иркутске, на ключах висит потасканный сувенирный брелок из Иркутска, и я всюду ношу с собой помятую жизнью бутылочку из-под воды «Волна Байкала»…
И ещё в Иркутске я поняла, почему приезжие такие злые. Они, наверное, домой хотят. Так что я теперь более-менее терпимо к ним отношусь. Кто их знает, может, они днём огрызаются, а по ночам плачут, вспоминая свою бесконечную тайгу и сказочно красивую пятимесячную зиму с деревьями, украшенными бахромой инея, сияющего на солнце… Разве это можно забыть?.. Просто несчастные люди.
Иркутск, я вас люблю и обязательно вернусь!