Переезд из Хабаровска в Краснодар на машине: 9 000 километров, 10 чудесных дней и немного советов переезжающим

Причины, побудившие нас к переезду

Идею переезда внушила нам с мужем его мама. Родом из Средней Азии, женщина в преклонном возрасте так и не смогла за 10 лет жизни на Дальнем Востоке привыкнуть к переменчивому климату. Благодаря близости Амура, самой крупной дальневосточной реки, жарким летом стояла невыносимая влажность. Тучи мошек и комаров не давали спокойно прогуляться вечерами. Зимы в Хабаровске суровы: при небольшом количестве снега стояли сильные морозы, столбик термометра опускался ниже 33°С. Морозы усиливались при наличии сильного ветра.

Хабаровск. Вид с р. Амур на Утёс и статую графа Муравьёва-Амурского

Хабаровск. Вид с р. Амур на Утёс и статую графа Муравьёва-Амурского

У добрых соседей нашей страны — китайцев периодически случаются аварии на промышленных заводах, и опасные сливы химических веществ в больших объёмах попадают в реку Сунгари, которая впадает в Амур. Большинство овощей и фруктов на местных хабаровских рынках китайские. С одной стороны, хорошее дело — фермеры из Поднебесной обеспечивают население огромного города свежими продуктами. Но при выращивании используют неизвестные удобрения в больших количествах.

Дальний Восток, если можно так выразиться, оторван от всей России, а Хабаровск стал одним из самых дорогих городов по уровню жизни в нашей стране. Например, чтобы позволить себе туристические поездки в Европу, жители берут кредиты. Коммунальные платежи за четырёхкомнатную квартиру в 75 квадратных метров доходили примерно до 9,5-10 тысяч рублей.

Молодым семьям без финансовой поддержки родителей в Хабаровске почти нереально было приобрести собственное жильё, заоблачные цены на которое продолжали постоянно расти.
Кто-то скажет, что и зарплаты на Дальнем востоке выше, чем в остальных частях России. Да, действительно, но это компенсируется высоким уровнем цен на продукты питания, бензин, коммунальные услуги. Эти и многие другие причины заставили нас задуматься о будущем.

Морально готовиться к переезду мы начали за год. Изначально рассматривали Волгоград, в который агитировала переехать мама мужа. В поисках нужной информации я специально зарегистрировалась на местном волгоградском форуме для мам и создала тему «Как живётся в Волгограде». Благодарю всех мамочек, которые проявили интерес и помогли составить впечатление об этом городе-герое. После прочтения всех обсуждений решено было ехать в Краснодар. Как оказалось, на форуме хабаровских родителей существовала отдельная ветка, где переехавшие с семьями жители Хабаровска делились впечатлениями о южном городе.

Так по крупицам я начала составлять свою картину Краснодара. Когда находила что-то интересное, с восторгом делилась с мужем. Работа была и у меня, и у мужа. Поэтому мы отдалённо стали просматривать вакансии в Краснодаре. Мужу повезло, его могли перевести с прежней работы. А я очень быстро нашла работу и созвонилась с работодателем. Цены на продукты в Краснодаре были просто заманчивы, как и климат, близость Чёрного, Азовского морей, близость Европы, в которую можно совершать поездки на своей машине. Кроме того, фрукты и овощи самые что ни на есть русские, выращенные на нашей земле.

Муж не хотел продавать машину в Хабаровске, поэтому решено было ехать на машине почти без вещей в начале сентября и обустраиваться в Краснодаре. Уже спустя три месяца свекровь продала квартиру, отправила контейнер с вещами и присоединилась к нам.

Подготовка к дальней дороге

Машину начали готовить за два месяца: проверка двигателя, трансмиссии, замена масел, аккумулятора, ремонт подвески. Муж всё делал сам, не доверив такую ответственную часть мастерам СТО. Готовился почти как к раллийным гонкам, но и это не помогло, поскольку перебранная в СТО стойка начала странно постукивать через 450 км от Хабаровска.

Был куплен GPS-навигатор, в который загрузили самые свежие карты. Очень интересно было обсуждать и составлять маршрут. Планировалось попутно посетить дальних и близких родственников, было решено заехать в Пензу и Камышинский район, чтобы повидаться с ними.

Весь путь от Хабаровска да Краснодара был разбит примерно на равные участки с таким расчётом, чтобы ежедневно проходить по тысяче километров. На нескольких листах распечатали основные точки маршрута с указанием величины населённого пункта и расстояния между ними.

Машина была хорошо загружена вещами, перед поездкой пришлось отрегулировать наклон фар, чтобы не слепить встречные машины и нормально освещать себе дорогу.

Из вещей мы брали только самый минимум — инструменты для ремонта машины, масло на доливку, ремкомплект для шин, насос, немного посуды, тёплые вещи, одеяла, компьютер, коробку с цветами и нашу персидскую кошку. Для кошки взяли лоток с наполнителем и успокоительные капли. Пригодилась походная газовая горелка с запасными баллонами. Запаса одного газового баллона хватит, чтобы приготовить лёгкий супчик или подогреть чай.

Продуктов брали тоже немного, и только «долгоиграющие»: консервы, сухую сырокопчёную колбасу, хлеб, конфеты, пряники. В первый день в дорогу взяли приготовленной домашней еды, и питались ею до вечера следующего дня. Не забыли собрать аптечку.

Прочитав ещё пару блогов парней, которые перегоняли машины из Приморья на запад страны, для своей же безопасности машину снимать с учёта не стали, ехали на Хабаровских номерах.

Чтобы не было проблем, наличность везли в небольшом размере, а все остальные средства поместили на карточку Сбербанка. Это было одно из самых мудрых решений, поскольку именно банкоматы Сбербанка чаще всего попадались нам на пути.

Через всю Россию за 10 дней

Самое главное, как мы поняли позже — нужно было взять 10 литров воды, для омывателя стёкол и для себя. На дороге очень много крупных насекомых, след от которых на лобовом стекле реально мешает обзору, как на закате, так и в ночное время. На неосвещённых участках трассы следует остерегаться взорванных покрышек от грузовиков, они могут лежать посреди вашей полосы. Питьевая вода в магазинах при АЗС дорогая, а заправочные станции разбросаны на приличном расстоянии друг от друга, вот ещё причина, почему нужен запас воды. Кроме того, стоит взять для запаса канистру хорошего бензина.

Бензином заправлялись на крупных ярко-жёлтых заправках Роснефти, ближе к середине пути их заменил Газпром. Множество мелких неизвестных станций с дешёвым бензином просто объезжали стороной. Останавливаться на ночлег лучше у гостиниц, у которых стоит множество фур, поскольку в обществе дальнобойщиков ночевать безопаснее. Стоит следить за качеством предлагаемой пищи, дважды нам предлагали некачественную еду.

По нескольким причинам поездку отложили до 11 сентября. Поскольку нас уже ждала работа в Краснодаре, мы старались ехать быстро и не осматривали достопримечательностей проезжаемых городов. В назначенный день, ясным воскресным утром в 8 часов выехали из дома. Домашняя кошка от испуга металась и мяукала с час, но потом успокоилась и довольно хорошо перенесла 10 дней в домике на колёсах.

День первый. Хабаровск — гостиница Уют

Из Хабаровска по трассе М-58 шли со скоростью около сотни км/ч. Местами встречались участки дороги, где проводился ремонт, поэтому скорость резко снижалась. Необычен был цвет дорожного полотна: бурый, коричневый, зелёный, чёрный, серый и даже желтоватый асфальт. Конечно, цвет зависел от пород, которые входили в состав покрытия.

Поскольку машину вёл только муж, каждые несколько часов останавливались и устраивали 5-10-ти минутные разминки. Для еды не останавливались, я делала бутерброды прямо в дороге и угощала мужа.
Немного не доехали до Сковородино, за день проехали 1080 км и остановились в 11.45 у гостиницы Уют. К сожалению, свободных номеров не было, мы остались ночевать в машине по соседству с такими же путешественниками. В первую ночь спать на автомобильных креслах было несколько непривычно.

День второй. Гостиница Уют — Улёты

Утром, перекусив, в начале восьмого мы тронулись в путь. В целом, дорога была отличной, что позволяло разгоняться местами до 140 км/ч. Для пополнения запасов еды решили заехать в Читу. В супермаркете Царский случился казус. Мы с мужем разминулись: я стояла в очереди в банкомат, он покупал продукты. Затем мне тоже захотелось посетить продуктовый отдел, и пакет с купленными мужем продуктами мы оставили в ячейке камеры хранения. Вышли из магазина с бутылкой воды и шоколадкой довольные и счастливые, поехали дальше. Спросив на одной из заправочных станций о ближайшем ночлеге, получили ответ, что надо ехать в Улёты, примерно 200 км от Читы.

С непривычки муж очень устал. На трассе появилось множество фур. В сумерках водители-дальнобойщики тоже спешили удобно устроиться на ночлег, поэтому мы приняли участие в самой настоящей гонке с фурами, очень опасной и захватывающей дух. Нам несказанно повезло, и на самом повороте к Улётам, в опрятном придорожном мотеле мы заполучили ключ от последнего свободного номера в одноэтажном домике, со всеми удобствами. И только расположившись на ночлег, обнаружили номерок от камеры хранения. Помидоры, сосиски, макароны остались в Чите. Конечно, возвращаться мы не стали, только посмеялись над своей забывчивостью. За день проехали 1100 км.

День третий. Улёты — Усолье-Сибирское

В этот день нам очень повезло с погодой. Начали движение почти в девять утра.

Солнечная Бурятия

Солнечная Бурятия

Проезжали широкие хлебные поля солнечной Бурятии, красивую реку Селенгу, Советский район Улан-Удэ. Поразила своей аккуратностью горная деревушка в Бурятии. На фоне убогих серых, наполовину заброшенных деревень, которые нам встречались на всём пути по России, эта деревенька Десятниково произвела впечатление немецкой деревушки. Ручным катком рабочие укладывали асфальт, аккуратные крыши и заборы домиков были выкрашены в яркие цвета.

Около 4-х часов ехали по берегу Байкала.

Озеро Байкал

Озеро Байкал

В одном месте остановились, чтобы спуститься к нему, но пронизывающий холодный ветер не дал в полной мере насладиться величием огромного озера. В маленьких прибайкальских городках на каждом шагу продавали копчёного омуля, а за байкальским перевалом нас ожидал мокрый снег и ветер.

В этот день сделали путь в 826 км, остановившись в одном из отелей в Усолье-Сибирское около 12 часов вечера.

День четвёртый. Усолье-Сибирское — Красноярск

Ужасными были разбитые дороги в Иркутской области. В сам Иркутск не заезжали, только в пригород. Проехали за день 1117 км. В лучах заката мы преодолели мост через Енисей и заехали в Красноярск для снятия наличных в банкомате Сбербанка и пополнения запаса продуктов. Решили ехать всю ночь, чтобы к утру прибыть на дачу к родственникам под Новосибирск. Свет фар отражался в глазах сов, сидящих на обочине дороги. Глубокой ночью мы всё же остановились у неизвестного кафе, поспали 3 часа и тронулись снова в путь. Перед рассветом, у городка Мариинска попали в плотный, почти осязаемый туман, поэтому ехали медленно.

Храм Анастасии Узорешительницы в легком тумане (недалеко от Мариинска)

Храм Анастасии Узорешительницы в легком тумане (недалеко от Мариинска)

Было что-то мистическое, когда туман начал переползать с полей рваными полосами через дорогу, затем стал стелиться над дорогой, и, наконец, приобрёл молочную густоту. Поневоле вспомнился рассказ «Мгла» Стивена Кинга.

День четвёртый и пятый. Новосибирск

В самый утренний час пик проезжали Кемерово. Муж резко затормозил перед выбежавшим на переход пешеходом, и бедная кошка с моих колен улетела под приборную доску в свой лоток.

Итак, утром мы прибыли в дачное товарищество, где остановились у сестёр мужа. Там провели день, отоспались, и утром следующего дня приехали в Новосибирск. Благодаря родственникам, которые устроили нам своеобразную экскурсию по городу, о Новосибирске сложилось прекрасное впечатление как о развитом красивом городе.

Новосибирск с колеса обозрения. Видны Обь и линия метро

Новосибирск с колеса обозрения. Видны Обь и линия метро

Поразила ветка метро над Обью и необычные здания.

Необычное здание в виде стеклянного шара в Новосибирске

Необычное здание в виде стеклянного шара в Новосибирске


На больших оборотах двигателя после пыльных дорог Иркутской области почувствовали плохую тягу, и было решено заменить воздушный фильтр.

День шестой. Новосибирск — кафе Уфа

Хорошо отдохнув в столице Сибири, ехали в этот день долго, заезжали в Челябинск, которому исполнялось 275 лет.

Необычная ландшафтная композиция «Серебряное копытце» в Челябинске

Необычная ландшафтная композиция «Серебряное копытце» в Челябинске

Мы посетили продуктовый магазин с удивительно вкусной молочной продукцией. Преодолели расстояние в 1222 км, но немного не рассчитали свои силы и не доехали до гостиниц, поэтому заночевали в машине на стоянке фур недалеко от кафе «Уфа» в Башкирии.

Оригинальная вывеска кафе в виде номерного автомобильного знака

Оригинальная вывеска кафе в виде номерного автомобильного знака

В нём же и поужинали. По пути часто встречались продавцы янтарного башкирского мёда.

День седьмой

Проехали Татарстан, Оренбургскую область, и купили-таки на обочине башкирский мёд. Проехали за день 1050 км.

День восьмой

Ничем особенным не запомнился, обе последние ночи провели в машине, поскольку в гостиницах не было свободных номеров.

День девятый

Около четырёх часов дня приехали в Пензу, немного погостили у родственников и поехали дальше. Поздно вечером прибыли в с. Барановка Камышинского района и заночевали у родственников.

День десятый

Рано утром выехали из Барановки. По пути решили заехать в Волгоград и посмотреть на статую Родина-Мать. Издалека покружили возле Кургана, но не нашли подъезда к статуе. Волгоград, город с великим прошлым, запомнился нам пыльным и серым. Поскольку мы торопились попасть в Краснодар, то по хорошим дорогам провели весь день в пути и поздно ночью были встречены дальним родственником в Краснодаре.

За поездку мы преодолели немногим более 9 000 км. Своими глазами удалось увидеть то, что встречали лишь на картинках в букваре и то, о чём слышали на школьных уроках: хлебные поля, Уральские горы, Байкал, крупные реки и города. Много встречалось на пути пастбищ, где паслись коровы, козы, овцы. Я записывала некоторые интересные географические названия: ручьи Золотой, Серебряный и Медный, речка Хорошенькая и сельцо Хорошенькое, ручей Хохотуй, Кокуй, Атрачи, Локти и Новолокти, Большие Лопатки, Большие Уки, Неудачино, Называевск и множество других названий, милых и смешных.

О материальной стороне поездки

В общей сложности на переезд ушло чуть больше 28 тысяч рублей, из них на бензин около 16,5 −18 тысяч, две ночи в гостиницах обошлись соответственно в 2,5 тысячи рублей. Всё остальное — на питание, сувениры и воздушный фильтр. Переезд на машине обошёлся дешевле, чем если бы мы летели самолётом и отправляли машину контейнером.

Средняя цена бензина на АЗС в сентябре 2011 года составляла 25,50 р и колебалась от 24 до 27-28 рублей за литр жидкого топлива. На трассе расход бензина составлял в среднем 7,7-8 литров.

Здравствуй, Краснодар!

Краснодар. Вечерний Тургеневский мост на реке Кубань

Краснодар. Вечерний Тургеневский мост на реке Кубань

Немного полезной информации

Нам очень повезло в поиске съёмной квартиры, её мы нашли быстро. Однокомнатную квартиру можно снять за 10-15 тысяч рублей, стоимость зависит от района города и наличия мебели.

Найти съёмную квартиру от хозяина практически невозможно, только через риэлторов, которые могут взять ещё 50% месячной оплаты за квартиру. Многие районы города сейчас активно развиваются и застраиваются высотными жилыми домами. Стали расти цены на жильё. Это связано с тем, что семьи со всех регионов России переезжают в Краснодар и пополняют ряды жителей тёплого юга. Стоимость квартир в городе варьирует от 2 млн и выше за однокомнатную.

Несколько неприятный момент, связанный с пропиской. Мы выписались из Хабаровска в конце августа, а временно прописаться смогли только в начале октября, за что заплатили штраф в размере 3 000 на двоих. Служба миграции даёт всего лишь 10 дней на то, чтобы встать на учёт и прописаться на новом месте. Во время оформления документов на временную регистрацию и выписке штрафа инспектор укоризненно заметил нам:
-Что же вы не могли сразу купить временную регистрацию за деньги?

К слову, после приезда обратили внимание на пестрящие объявлениями о прописке за деньги рекламные щиты на автобусных остановках Краснодара.

О работе, продуктах, пробках и коммунальных платежах

С работой проблем нет. Её много и на любой вкус. Соответственно, уровень зарплат тоже разный. Муж сменил здесь 2 места работы и нашёл такую, где зарплата у него равна хабаровской. Хочу приободрить переезжающих. Пусть не сразу, но работа мечты обязательно найдётся. Как в поговорке, кто ищет — тот всегда обретает искомое. Некоторые работодатели отдают приоритет именно приезжим, поскольку они отличаются трудолюбием. Ещё такой немаловажный момент: частные предприниматели официально указывают минимальный размер заработной платы в 7-8 тысяч рублей, а остальное выплачивают на руки. Такой подход хорош для предпринимателя, но не для работника. При попытке взять ипотечный кредит с минимальной официальной зарплатой банк запросто откажет.

Краснодар вырос в город из станицы, поэтому часто обочины его узких улочек заставлены припаркованными машинами. Когда муж повёз меня в роддом, мы 40 минут кружили в его окрестностях в поисках свободного места. В городе мало транспортных развязок, но много машин. Поэтому ежедневно возникают пробки. Чтобы избежать пробок, жители часто ездят на работу и учёбу на трамваях. В центре города поражают контрастом современные высотные офисные здания и старенькие саманные домишки, которые стоят рядом. В этом плане архитектура Краснодара, я бы сказала, проигрывает Хабаровску.

Цены на продукты питания даже спустя 2 года остаются ниже, чем в Хабаровске. Радует обилие разнообразных местных овощей и фруктов, вкусная молочная продукция, относительно недорогое мясо. Осенью, когда начинается цитрусовый сезон, рынки завалены свежими апельсинами, лимонами, мандаринами, гранатами из Абхазии. Цитрусовые в это время могут стоить от 30-39 до 60 рублей за килограмм.

Стоимость коммунальных услуг тоже радует. За однокомнатную квартиру мы платим 1200-1300 рублей летом и около 2 000 зимой. Хорошо, если в квартире стоит индивидуальное отопление и счётчики на газ и воду, это позволяет существенно экономить на коммунальных платежах.

Пожалуй, как и в большинстве городов России, в Краснодаре существуют огромные очереди в детские сады.

По поводу местного климата мы были приятно удивлены. Тёплая осень переходила в такую же тёплую зиму, которая сменялась весной и очень жарким летом. Осенью и зимой здесь больше пасмурных дней и мало солнца. Зимой температура редко падает ниже −20°С. 31 декабря 2011 года было +11°С, цвели анютины глазки и зеленела трава. В декабре 2012, январе и феврале 2013 бывали дни с температурой +19°С. Так что зима здесь больше похожа на осень. Даже в самую сильную жару в тени есть ветерок и легко дышится.

Об отдыхе

Чтобы летом отдохнуть на море, из Хабаровска на машине нужно ехать около 8 часов. От Краснодара до ближайшего морского берега в Джубге всего 2 часа на машине.

Рассвет на Чёрном море

Рассвет на Чёрном море

Летом море не везде чистое, поэтому в поисках хорошего места для купания лучше заезжать подальше.

В городе множество развлекательных центров, есть крупнейший в России 3D кинотеатр IMAX. Стоит упомянуть огромные торговые центры Галерея Краснодар, Красная площадь, Мега-Адыгея, СБС-Мегамолл, Галактика, OZ.

Самое трудное на новом месте — отсутствие друзей, полезных связей и поддержки родственников. Первое время без друзей и родных приходится тоскливо, нужно пережить это, знакомые и приятели появляются позже. Тяжело сделать первый шаг, тяжело оставлять знакомое родное место и уезжать в неизвестность. Но изменить свою жизнь к лучшему — мечта любого человека, и у каждого найдутся свои причины для смены места жительства. После переезда моя семья получила больше возможностей и лучшую жизнь, чем раньше. Здесь у нас родился ребёнок. Проехав через всю Россию в поисках нашего идеального места для жизни, мы получили массу незабываемых впечатлений, сделали сотни фотографий природы и пришли к выводу, что необязательно ехать за границу, чтобы хорошо отдохнуть, ведь и в России можно найти прекрасные места.

Перейти в полный режим